Настоящая баба-яга. Кто такая баба-яга в славянской мифологии Баба яга история происхождения славянской богини

Баба – считалась прародительницей у древних славян. Изначально, она являлась положительным божеством и была хранительницей рода и народных традиций. Когда в славянский мир пришло христианство, оно принялось активно насаждать всем языческим богам и богиням злые черты характера, и всячески придавать уродливость их внешности. Не избежала этой участи и Баба-Яга. Она плавно превратилась в старуху, которая была наделена чародейской силой и относилась к породе ведьм. В связи с вмешательством христианской церкви мифические персонажи славян дошли до нас в искаженном виде. Баба-Яга теперь обладала устойчивым стереотипом: она знала колдовство и жила в лесу; ее избушка имела курьи ноги и была окружена высоким забором, сделанным из человеческих костей. Баба-Яга летала в ступе и заманивала к себе малых деток для последующего зажаривания и поедания. То есть славянская богиня превратилась в обычную злую старуху, наделенную магическими способностями и занимающуюся людоедством.

Баба-Яга трансформировалась под напором христианства По некоторым древним легендам можно было сделать и другой вывод: Баба-Яга являлась богиней ада, находящейся на границе между двумя мирами. Ее изображали страшилищем в железной ступе. Славяне приносили ей кровавое жертвоприношение. Под непосредственным влиянием христианства она потеряла свои божественные черты, опять же превратившись в обычную злую старуху занимающуюся колдовством. Христианство оказала огромное влияние на культуру славян. Оно привило им свое понимание сути вещей, насаждая его «огнем и мечем». Ересью стала считаться вера в древних языческих богов. Добродетель превращалась во зло, а боги - в чудовищ. Постепенно языческие ритуалы преобразовались в сказки, а языческие боги - в персонажи этих сказок. Правда смешалась с вымыслом, который частично отражал взгляды христиан на верования древних славян. Восстановить изначальный образ Бабы-Яги можно, только лишь тщательно проанализировав древние славянские сказки, дошедшие до наших дней. Недаром народная молва твердит о неком намеке, содержащегося в «лживых» сказках. Возможно, именно в них зашифрована разгадка первоначальных образов мифических славянских существ дохристианского периода. Сказки выделяют три вида Бабы-Яги: одаривающая героев волшебными предметами (Дарительница), похищающая детей и воительница, сражающаяся с героями сказок «не на жизнь, а на смерть». То есть отсюда можно выявить некоторые противоречия. Если Баба-Яга являлась злой колдуньей, то почему она иной раз «снисходила» до одаривания героев волшебными вещами? Почему указывала им верный путь? По доброте душевной? Но ведь она, если судить по сказкам, была отъявленной человеконенавистницей. Именно эта ее черта «дарительницы волшебных предметов» и направляющей на путь истинный, позволяет выявить ее первоначальную сущность – древней славянской богини. Также в легендах Баба-Яга является связующим звеном перехода в потусторонний мир (тридевятое царство). Она стоит на границе этих миров (костяная нога) и позволяет либо не позволяет проникнуть героям в мир мертвых, совершая колдовские ритуалы


Тяжёлая поступь, да хруст сухих веток под ногами. Тёмный лес не место для незваных. Здесь иной хозяин, которому не писан закон богов. И коль не люб будет ему чужак, и шага не ступит тот. Вот и стоит гонимый братьями своими Велес, и топчется, что дитя малое и ждёт хозяина лесного, никем не виданного и неслыханного.
Тихий лязг, словно монетки медные перестукиваются и никого вокруг. Только видит Велес Отец, как среди ветвей мелькнуло, что-то рыжее, словно пушистый хвост. И что ж за зверь такой, что быстрее луч-стрелы Ярило, да ещё с таким хвостом?!
И видит Проклятый, как из тени деревьев-великанов, словно княжна какая-то, чинно выходит дева дивной красоты. Вся в кольчуге серебристой, из мелких чешуек, словно русалки озорные ткали, да в платье простом, сотканным из дымки ночной. И стоит перед ним и глаз не опускает. Не чета такой ни светлая мать Лада, ни тёмная Мара-заклинательница. Эта дева краше, да только красота её не в косах русых и тяжёлых, до пят самих, и не в стане хрупком, словно хрусталь горный. Смотрит она иначе на Велеса-изгнанника. Глаза свои зелёные не прячет и не отводит, смотрит как на равного и друга любимого, с которым разлука долгая была. И видит Великий, как мудрость неизведанная да мощь в теле девичьем, бурной рекой плещется. В руке своей маленькой да беленькой, меч сжимает крепко-накрепко. Защитница она и хозяйка тут.
И решил Велес, что не уйдёт он никуда и дом свой построит в мире Навьем, где нет богов его отвергших. И жён чужих он красть больше не будет, потому, как у него теперь своя будет — Ягиня, дочь Вия ужасного. Добрая и с сердцем, словно огонь Вечный.

Ягиня Богиня и Баба Яга.

Образ и имя светлой, доброй богини было утеряно предками, когда на землю славянскую пришёл иной, единый бог. Вместо Ягини Матушки, осталась злая и кровожадная Баба Яга, как нечисть некрещёная и дружине княжеской противостоящая. Вместо скороходных золотых сапожек, что светлоликую носили по свету, на ногах у Яги башмаки грязные, тропинки неведомые перетоптавшие. И не красна девица в чаще лесной живёт, а старуха с гнилыми зубами да головой немытой и седой.

Но все же очернить имя Ягини Виевны окончательно не удалось. Да она страшная и с ногой костяной, но груди у неё железные, а железо оно с нечистью да со злом борется. Значит не зло Яга. Даже в сказках, предки пытались спасти свою любимую матушку и покровительницу. Только, чтобы дети великого Рода Славянского, не забыли о корнях своих и праотцах.

Ягу злой колдуньей считают, и вредной, что богатырям мешает и преграды ставит. А ещё рассказывают, что она детей в лес заблудших поедает, да только не в одной былине и сказке, такого не сказано. А то, что Ягиня детей любила безмерно, так это правда. Её ведь матушкой потому и прозвали, что она сироток оберегала от напастей всяких, да под крыло своё брала. Ходила она в золотых сапожках своих по сёлам да деревням, а люди ей путь указывали, где детки ничейные жилы. Ягиня детей, тех к себе забирала и от холода и голода спасала. В чаще лесной, у самого подножия Ирийских гор, что сейчас Алтайскими зовутся, она в пещере Ра, огнём вечным души и тела детей очищала и древним богам в услужение готовила. Дети те волхвами да ведуньями становились, женились и детей рождали, чтоб Род продолжить свой. И были они миру Явьему и смертному невидимы, так как чисты и безгрешны они были для жизни бренной. А вот со временем очищение огнём превратили в варварское сожжение, словно Яга детей жарила да кушала, и сил набиралась. Да только неправда всё это. Мудрая Ягиня душами мёртвыми сыта не была, она мудрость несказанную хранила, да и границу в Навий мир стерегла от бесов и нечисти всякой.

Велес и Ягиня.

Ягиня дочерью Вия ужасного была, что в Навьем мире без ведома богов Ирийских правил. И мрак и тьма его земли те скрывали от глаз любопытных, ибо обитала там жить и нежить невиданная. А Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Навьих. Без её ведома ни одна душа в Тёмный Лес ступить не могла. И если её воле противились, то мечом и колдовством тёмным выжигала она непослушных, ибо доброте своей вопреки, была она ужасна и могуча в гневе своём.
Не мог Вий дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у него с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном, одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым.
Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес в мир отца её спустился. По землям её ступал, да только не силой своей, врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они на землях тёмных, да только не насмерть, а на любовь. Потому как, Ягиня всё ведающая, знала что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса Праотца.
И поселились в мире Навьем, Велес и Ягиня, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть.



Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую.
Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих.
А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути.
Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла.
Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.

Баба Яга - знакомый каждому с детства образ представлен злой старухой живущей в лесу дремучем. Однако в мифологии славян Ягиня совсем другой видится.

Кто такая Ягиня

Ягиня - дочь Вия, властителя мира Нави и названная дочь .

Ягиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров.

Обладала она мудростью женской да в колдовстве сильна была. Жила на границе между мирами и власть над пространствами имела. Могла Ягиня из мира Нави в Явь путешествовать спокойно, да души умерших встречать и переводить в загробный мир.

Баба Яга считается хранительницей границ между миром явным (яви) и нави (мира мертвых).

Как представлена у славян

В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.

В других источниках это взрослая женщина, мать.

В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.

Современная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.

Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.

Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.

Атрибутика и символика Яги

Современная баба яга - это древняя Ягиня (Йогиня). Потому и атрибуты у них одинаковы.

  • Филин птица мудрости ;
  • д линные волосы как символ силы и женственности;
  • клубочек путь указывать,
  • тарелочка с яблочком чтобы будущее видеть,
  • ступа для полета;
  • да метла чтобы зло выметать .

Б аба яга как оберег дома

В современном мире баба яга в виде куклы часто используется для защиты дома и семьи от всякого негатива. Учитывая то, что Ягиня жила на границе миров и не пропускала навьи сути в мир нави, оберег вешается над входом в дом и не пропускает зло в семью. Также баба яга служит оберегом любви и семейных отношений.

Семья Ягини

Отец Ягини - Вий: повелитель подземного мира, мать названная Макошь. От обоих родителей мудрости и умений она взяла.

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
«Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, нос в потолок врос», страшная и огромная.

Прочитаем сказку заново, вспоминая мудрость наших предков.
Начнем с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» - слова одинаковые по семантическому значению. Йога - это путь к самосовершенствованию, а «Яга» - дословно
«Я иду», то есть, то же самое. «Га» - означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»).
Есть и другая трактовка: Яга - огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.
Именно жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов.

Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и охотники.
«Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.


Kinuko Y. CRAFT.

Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её функцией привратницы между миром живых и миром мёртвых.
Череп - субстанция нетленная - говорит о бессмертной памяти предков.
Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори.
Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке.


Kinuko Y. CRAFT

Родился хворой ребёночек - его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» - забота).
Тесто - это хлеб, «Государь Батюшка», а печка - «Государыня Матушка».
Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы, летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю.
Она энергична, красива и полна жизни!

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.
Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».


Иван Билибин

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.


Kinuko Y. CRAFT.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом.
А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.


Виктор Васнецов, «Баба-Яга», 1917 г.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.


Kinuko Y. CRAFT.

СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕРЕПА

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.

Когда же идти? - спросила девушка.

Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет.

Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.

О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.


Иван Билибин

Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!

Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

А. РЕМИЗОВ. ПРОЛИВНОЙ ДОЖДЬ

БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться - взять в мужья рогатого черта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.

Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить.

А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!

Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.

Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи.

Бабушка, чего же ты плачешь?

А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой.

Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает.


М.Федотова

Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождь перестанет.

***

Славянская мифология

Боги






Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.