Птица красна пером, а человек — терпением и умением

    Пословица - краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. П. выступает в речи, в отличие от… … Педагогическое речеведение

    Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * Речь(Посл.) * Родина(Посл.) *… … Сводная энциклопедия афоризмов

    научное образование - ▲ усвоение наука образование овладение научными знаниями; усвоенная система знаний; результат усвоения знаний (получить #. дать #). образованный (# человек). образовательный (# цели). общее образование. общеобразовательный. среднее образование … Идеографический словарь русского языка

Древний человек отражал свои представления об устройстве мира в орнаментах, которыми украшал окружающие его предметы быта. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Многие явления природы цикличны, и это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название “орнамент”. Слово “орнамент” произошло от латинского слова “орнаментум” - украшение, “орнаре” - украшать. Сейчас орнаментом называют узор. Для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. Под ритмом понимается выделение одних, более крупных и значительных, и подчинение им других, более мелких элементов на основе определенного повтора.

Основное значение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности, так как древний человек украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые и волнистые линии, ромбы. Каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, расположение орнамента на украшаемой поверхности. В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно в виде листьев и цветов лотоса: в Древней Греции – геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески – причудливое сочетание геометрических и растительных узоров.

Для русского искусства с древних времен характерно использование геометрического растительного (изображение растений), зооморфного (изображений животных), орнитоморфного (изображение птиц), антороморфного (изображение человеческих фигур) орнамента.

Это объясняется тем, что люди пытались графическими символамивыразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, земля и другие. Народное искусство глубоко интернационально и выражает отношение людей к окружающему миру, их понятие о красоте и гармонии.

В древности орнамент имел свое смысловое значение (украс). Прочитать и понять знаки, вышитые на рушнике или нарисованные на горшке, - задача трудная. Ученые постепенно разгадывают тайны древнего орнамента.

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключается в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак символизировал силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле. На предметах, которые егоокружали. Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи. От этого зависела жизнь человека, поэтому знак ромба можно назвать знаком жизни.

Современем человек стал заниматься земледелием и скотоводством. Теперь жизнь человека зависела и от урожая, а поэтому этот знак жизни стал и знаком плодородия. Человек творил заклинания, прося у Неба, Солнца и Земли удачи. Творил, повторяя узор, означавший удачу, везде: на орудиях труда, на одежде, на сосудах.

Люди издавна изображали явления природы, определенные понятия условными знаками – символами.

Археологи читают на глиняном сосуде представления человека об устройстве мира: небо с запасами воды, текущие по воздуху дождевые струи, земля с растениями и точками семян. Таким образом, земледелец как бы выражал свое желание: “Пусть пойдет дождь!”

В орнаменте наиболее часто встречаются точки и линии – прямая, ломаная и кривая. Они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные и кривые линии, получаем различные элементы орнамента.

Узоры в орнаменте можно разделить на бесконечные и замкнутые. Бесконечный узор основан на чередовании элементов (например, бордюр), замкнутый – на их симметрии (например, сетка). В построении орнамента используется симметрия. Симметрия – это соразмерность, пропорциональность в расположении частей по обе стороны от середины, центра.

Поэтому же принципу можно нарисовать и снежинку.

На основе правильного деления круга можно построить прямолинейные фигуры: квадрат, треугольник, ромб.

Так же можно построить симметричные криволинейные фигуры.

Для изображения сложных природных форм (цветы, листья) можно воспользоваться квадратом (например, цветок тюльпана). Чтобы получить обобщенную форму цветка надо разделить квадрат на две равные части. Вписываем треугольник, на основе которого выполняем плавную кривую линию, дополняя ее затем ступенчато расположенными скругленными лепестками.

На основе квадрата можно построить и цветок подсолнуха.

В народном орнаменте немаловажное значение имели и изображения птиц и деревьев. Образ птицы обозначал счастье, удачу. Изображения птиц и деревьев даются в стилизованном виде, с четким выделением главного и отбрасыванием второстепенного. В основе изображения – круг.

Что же мы узнали об орнаменте?

Древние орнаменты могут открыть много тайн.

Разгадывая их, мы начинаем понимать, что языком символов наши предки передавали нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Наш народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, которые способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

Составление орнамента – увлекательное и полезное занятие.

Составление орнамента учит сосредоточенности, наблюдательности, заставляет осваивать математические расчеты, основы геометрии, будит воображение и творческую фантазию.

Народные промыслы — это именно то, что делает культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом посте самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.