Виды резьбы по дереву - Резьба по дереву - Каталог статей - Семейная мастерская Гиглавых Giga Style. Техника накладной резьбы Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Накладная резьба потому и называется накладной, что каждый элемент в ней выполняется отдельно, а потом все собирается на одной базовой (или фоновой) поверхности, причем готовое изделие имеет внешний вид примерно тот же, что и в рельефной резьбе, только материала в стружку уходит гораздо меньше, да и фон выглядит поровнее. Опять же на обработке фона экономится время. В общем, не будем перечислять все достоинства накладной резьбы, отметим лишь, что простыми элементами, выполненными в этой технике, можно с успехом декорировать различные предметы домашнего интерьера, причем много времени это не займет.
На заглавном рисунке, к примеру, изображен элемент накладной резьбы «Леший» известного английского резчика Криса Пайя (Chris Pye).

Мы же для начала предлагаем вам вырезать элемент «веревочка», который выполняется только ножом. При всей простоте изготовления смотрится он неплохо и вполне подходит для украшения, например, зеркала или окантовки («обналички») дверных проемов. Есть, конечно у этого элемента недостаток – необходимость многократного повторения одного и того же фрагмента, но бывает и хуже. Вспомните тех, кто занимается геометрической резьбой, – вот кому по-настоящему тяжело!

Рис.1 — «Веревочка» — шаблон для резьбы 1:1

На рис. 1 показан шаблон «веревочки». Естественно, «веревочку» можно удлинять, увеличивая число витков, можно сделать еще и ее зеркальное отражение, но, так сказать, в учебных целях подойдет и та, что нарисована. Переведите контур рисунка и осевую линию на плотный тонкий картон и аккуратно вырежьте, пометив на картонном шаблоне лицевую сторону и положение осевой линии на изнаночной стороне.

Рис.2 — Профиль заготовки для «веревочки”

В качестве заготовки используем липовую дощечку толщиной 12-13 мм, шириной 42-45 мм и длиной не менее 23 см. Такую дощечку можно выстрогать рубанком, например, из куска одинарной «вагонки». Проведите карандашом осевые линии с лицевой и изнаночной сторон дощечки (линии должны лежать и одной плоскости – плоскости симметрии дощечки). Лицевую сторону плавно скруглите (рис. 2 ), не срезая осевой линии. Эту операцию удобнее выполнить небольшим рубанком (рис. 3 ), которым можно работать одной рукой.

Рис.3 — Маленький рубанок для работы одной рукой

Как правило, все элементы накладной резьбы размечаются с изнаночной стороны заготовки. Естественно, что при этом шаблон накладывается на доску лицевой стороной вниз. Наложите шаблон, совместив осевые линии шаблона и заготовки, и обведите его. Теперь нужно ножом вырезать заготовку по контуру. При работе старайтесь держать нож так, чтобы его лезвие было перпендикулярно изнаночной поверхности заготовки. Строгать придется от себя и на себя (по волокну древесины), при этом обратите внимание на следующее (рис. 4 и 5 ):


Рис.6 — Разметка границ витков

После обработки заготовки по контуру разметьте ее с лицевой стороны. Отрежьте узкую ровную полоску картона, и, используя ее как гибкую линейку, соедините карандашом вырезы, разделяющие будущие витки веревочки (рис. 6 ). Затем, ориентируясь на те же рисунок и шаблон, прорисуйте границы витков. Кончиком ножа прорежьте границы витков, заглубляясь примерно на 2,5-3,0 мм. При этом также правая рука только держит и направляет нож, а большой палец левой руки нажимает на обушок (рис. 7 ).

Рис. 7 — Прорезание границ витков: плоскость резания перпендикулярна поверхности

Заготовка надежно прижата к поверхности стола (в идеале покрытого линолеумом) основанием (ребром) левой ладони, при этом весьма желательно, чтобы противоположный край заготовки был в упоре. В общем случае упор представляет собой дощечку с треугольным или округлым вырезом (рис. 8 ), которая крепится к поверхности рабочего стола струбциной или просто гвоздями. Чтобы избежать срыва ножа на выходе реза, не прорезайте виток до конца, лучше разверните заготовку на 180 градусов и пройдите ножом, начиная от противоположного края.

Рис. 8 — Упор для работы стамесками и рубанками

Поверхность витка формируется следующим образом: та часть, которая при виде сверху выглядит вогнутой (левая верхняя и правая нижняя, см. рис. 1 ), примерно от срединной линии витка к границе срезается плоско, а та, что выглядит в плане выпуклой, должна быть выпуклой (закругленной) и в сечении. Целесообразно сначала выполнить все плоские срезы (рис. 9 ).

Рис. 9 — Формирование плоских поверхностей витков

Заготовку на весу не держим, контакт левой руки и края заготовки со столом обязателен! При необходимости углубляем прорез, ограничивающий виток. Это можно сделать не кончиком ножа, а лезвием, подавая нож слегка вперед. Не срезайте виток до нулевой толщины у края заготовки, оставьте примерно 1,5 мм (см. рис. 12 ).

Скругление выпуклых участков витка лучше начинать от краев, постепенно продвигаясь к осевой линии (рис. 10 ).

Следующий этап – формирование законцовки «веревочки». Начнем с того, что прорежем на небольшую глубину кончиком ножа контур шарика (на рис. 6 показан сплошной линией). Движения при этом такие же, что и при прорезании границ витков, только наклон лезвия по отношению к столу должен быть круче, то есть рукоятка ножа должна быть поднята выше. Далее, ориентируясь на штриховую линию и не забывая о 1,5 мм снизу, снимем широкую фаску с участка веревочки непосредственно перед шариком (рис. 11 ).

Теперь выполним выемку вокруг контура шарика – сначала также на небольшую глубину. Считая, что направление волокон древесины параллельно осевой линии, можно условно разбить выемку на две части (граница частей обозначена на рис. 12 стрелкой). Чтобы выполнить условие строгания «по шерсти» древесины, а иначе просто не получится, придется резать выемку в два приема (рис. 12 и 13 ). После первоначальной выборки древесины углубите контур шарика и затем, соответственно, выемку вокруг него. Ваша конечная цель – получить плавную поверхность выемки вокруг шарика, переходящую в широкую фаску. Обратите особое внимание на район стыковки частей выемки. Толщина стружки при подходе к этой условной границе с любой стороны должна быть минимальной (чем острее нож, тем лучше результат). Заканчиваем работу скруглением шарика и тыльной части законцовки (рис. 14-16 ).

Рис.10 — Скругление выпуклых поверхностей витков

Рис.11 — Выполнение широкой фаски в районе шарика

Рис. 12 — Прорезание контура выемки вокруг шарики: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа от себя

Рис. 13 — Иногда удобно создавать усилие реза не большим, а указательным пальцем левой руки

Рис.14 — Прорезание контура выемки вокруг шарика: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа на себя

Рис.15 — Обработка поверхностей в районе торцевого среза (с двух сторон — по волокнам древесины)

Рис. 16 — Один из вариантов положения рук при обработке »неудобных» мест

Рис. 17 — Вырезанная «веревочка»

Теперь наша «верёвочка» готова к отделке (рис. 17 ). Выглядит она пока еще не очень симпатично, но в этом еще одна особенность резьбы по дереву: порой вплоть до полной готовности изделия мастер может представить себе его внешний вид лишь приблизительно.

Рис. 18 — Отшлифованная “веревочка”

Шкуркой № 8 или № 10 произведите ее , начиная с выравнивания внешнего контура изделия. Вряд ли вы потратите на шлифовку более 40 мин, но смотреться поделка будет гораздо приятнее (рис. 18 ). Потом, в период освоения приемов , вы сможете на ней потренироваться.

Выявление мелкого рельефа орнамента осуществляют нанесением мелких и тонких выемок. Работают в этом случае с использованием стамески-косяка или церазика.

Чеканку фона выполняют с помощью пуансона (чекана). Пуансон ставят перпендикулярно к фону и сверху равномерно ударяют по нему молотком. В рельефной резьбе эту операцию выполняют нечасто.

Рельефную резьбу полируют, лакируют до блеска или оставляют матовой с сочными следами срезов дерева. Для матовой отделки используют жидко разведенный лак: нитроцеллюлозный, смоляной, масляный, спиртовый. С помощь щетинной кисти им протирают один раз все закоулки рельефа, фон, выпуклости. Высыхая, лак впитывается в дерево и не оставляет блестящих потеков. В результате обработки резьба выглядит свежей, текстура срезов становится хорошо видимой.

Резной рельеф можно тонировать водорастворимыми красителями (морилками, протравами) или водным раствором марганцовки.

Из традиционных видов обработки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она особенно рекомендуется для изделий больших размеров, выполненных из древесины дуба или другой крупнососудистой породы.

Накладная рельефная резьба

Накладная рельефная резьба широко применялась для украшения мебели классических стилей. Она бывает глухой, т.е. с фоном, или прорезной, ажурной . Последний вид наиболее распространен. Особенность данного вида резьбы следует из его названия. Резные элементы выполняют отдельно, а затем накладывают на украшаемую поверхность. Декоративный мотив может присутствовать и в единственном числе. По периметру такую деталь следует оформить планками (раскладками), это придаст ей законченный вид. Раскладки, а также дополнительные накладные элементы используют и для того, чтобы связать в единое целое угловые композиции.

Рис. 41. Накладные декоративные элементы: а, б – угловые; в – центральный

Накладную резьбу выполняют на хорошо простроганной доске, называемой подушкой. На подушку наклеивают тонкую бумагу, а на нее – заготовку для резьбы, которую предварительно обрезают по размерам рисунка. Другим способом закрепить небольшую заготовку невозможно. Затем переводят рисунок будущей резьбы.

Рис. 42. Украшение орнаментом шкафа

Рис. 43. Накладная резьба: а – модель из пластилина; б – заготовка, обрезанная по контуру; в – готовая резьба

Если рельеф сложный, то желательно первоначально проработать его в более мягком материале – глине или пластилине (рис. а). На следующем этапе резьбу обрезают по контуру (рис. б). Отверстия выполняют круглыми стамесками. Контур орнамента хорошо зачищают, заоваливают края и прорабатывают рельеф. Работать надо осторожно, чтобы не расколоть мелкие элементы. Готовую резьбу (рис. в) аккуратно снимают с подушки тонким ножом, который необходимо двигать только вдоль волокон древесины, иначе заготовку можно легко расколоть. Снятую резьбу очищают от бумаги и крепят на изделие.

Домовая (корабельная) резьба

В начале прошлого века в Поволжье распространилась так называемая глухая рельефная резьба – резьба с глухим (непрорезанным) фоном и высоким рельефом узора. Данный вид рельефной резьбы отличается помимо большей выразительности, декоративности, обилия светотени двойным наименованием – домовая и корабельная.

Совершим небольшую экскурсию в историю. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. В основном это были идолы, культовые фигурки, реже – игрушки для детей. Но свое развитие скульптурная резьба получила с появлением кораблестроения. Носовую часть корабля выполняли в виде головы льва, дракона, единорога, других зверей и птиц, которые символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей. Постепенно резьба стала сухопутной и нашла широкое применение в деревянном зодчестве.

Выполняют домовую резьбу, как правило, на древесине хвойных пород, делая ее крупномасштабной. По характеру и технике исполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной ) и объемной .

Глухой рельефной резьбой украшают, как правило, фронтоны домов и наличники окон. Мотивами резьбы чаще всего выступают растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, а цветочные розетки соединяют и одновременно отделяют их. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок, берегинь, львов, птицы феникс.

Прорезную домовую резьбу используют также для украшения фронтонов домов, наличников окон и дверей, перил лестниц, ограждений.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» – фигурное изображение головы и верхней части туловища животного или птицы, которое помещают на гребне крыши над фронтоном.

Прорезная (ажурная) резьба

Название прорезная (ажурная) резьба говорит само за себя. В отличие от других видов она не имеет фона. Его удаляют с помощью долота, сверла, пилы (лобзика). Потому резьба выполняется в одной плоскости пропиливанием с дополнительным украшением объемной резьбой с прорезанием насквозь и удалением фонообразованием сложного ажура.

Этот вид резьбы применяют в тех случаях, когда детали необходимо придать видимость легкости и ажурности. Нередко под изделие с прорезной резьбой для четкости и красоты восприятия подкладывают другую деталь с яркой гладкой поверхностью или яркую ткань.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Применялась она для украшения мебели стилей Барокко, Рококо в конце XVII начале XVIII вв. Сейчас же ажурную резьбу используют в сочетании с геометрической клинорезной резьбой, создавая более сложную и эффектную художественную форму. Исполнение такой резьбы требует высочайшего мастерства и, разумеется, класса.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В таких случаях она называется накладной или наклеенной.

Резное украшение домов

В создании художественного облика дома важную роль играют такие элементы, как крыльцо, веранда, балкон, мансарда, наличники дверей, окон, карнизы и др. Различные варианты внешнего оформления можно создавать даже при небольшом количестве декоративных деталей. Эти детали органично вписываются в структуру здания, одновременно выполняя и функциональную роль. Например, лобовые доски закрывают торцы кровли, а наличники окон и дверей защищают стыки коробок со стенами.

При изготовлении деталей архитектурно-художественного оформления домов наиболее часто используют прорезную резьбу. Выполнять ее легче и быстрее, чем другие виды резьбы, что важно при большом объеме работ. Кроме того, в данном случае работу в значительной степени можно облегчить, используя лобзик, ножовку или электроинструменты.

Детали декоративного оформления домов изготавливают отдельно, а затем крепят к дому (если нужно, предварительно производят сборку).

Этапы работы следующие. Перед изготовлением декоративных элементов необходимо сначала определить их размеры, подготовить рисунок (лучше в масштабе 1:1), выполнить чистовую механическую обработку деталей, перенести рисунок с кальки или бумаги на заготовку и затем приступить к тому или иному способу декорирования.

Наличник . Приемы декорирования наличника весьма просты. Изготовить элементы декора можно с помощью ножовки и сверла, соединение лучше выполнить на плоский несквозной шип (шипы и проушины формируются до изготовления элементов декора).

Верхнюю поперечную деталь наличника украшают накладными резными элементами, которые изготавливают отдельно и крепят с помощью металлических шпилек или деревянных шкантов.

Прорезная резьба

Если фон в рельефной резьбе выбрать (совсем убрать), то мы получим прорезную резьбу (см. рис. 329, 337, 338).

Прорезная резьба может быть и геометрической, и контурной, и заоваленной, но чаще всего орнамент в прорезной резьбе выполняется именно рельефной резьбой.

Прорезную резьбу иногда называют ажурной резьбой. Это будет верно в тех случаях, когда орнамент будет похож на кружево и поэтому будет создавать впечатление ажурности. Ажурность может быть в орнаментах и других видов резьбы - геометрической, контурной, заоваленной, контурно-рельефной, рельефной резьбы и т. д.

Прорезная резьба делается там, где сквозь нее должно быть что-либо видно, например на филенках дверок верха буфета или на ширмах, наличниках, подзорах домов, где она создает впечатление легкости.

На рис. 329 показана готовая филенка дверки прорезной резьбы, Процесс выполнения прорезной резьбы следующий:


Рис. 329. Филенка. Прорезная резьба. Композиция автора

Прорезка отверстий (рис. 330). Отверстия (1) прорезаются крутыми стамесками, в тесных местах мелкими, а в широких - большими. Чтобы не скалывать древесину с задней стороны, щиток с орнаментом надо плотно класть на какую-либо гладкую дощечку.


Рис. 330. Процесс выполнения прорезной резьбы

Черновая обрезка (2). Делается отлогими, средними и крутыми полукруглыми стамесками. Обрезать надо почти вплотную к линиям орнамента вертикальными резаками, в углах - узкой крутой стамеской. Если при прорезке отверстий сколы древесины на задней стороне филенки не всегда портят работу, то здесь такие сколы уже недопустимы.

Обрезка начисто (3). Делается резаком, прямыми и полукруглыми стамесками. Особенно внимательно надо следить, чтобы щиток плотно прилегал к другой дощечке. Иногда древесина, особенно липовая, попадается мягкая и срезы получаются не гладкими. В таких случаях надо работать резаком и прямой стамеской не тычком, т. е. не надо срезать древесину вертикальным движением стамески сверху вниз, а скользящим срезом, двигая стамеску вниз и в сторону. Если стамески острые, то этим приемом (скользящим срезом) можно и на мягкой липовой древесине получить чистый и отличный срез.

В узких местах и в углах удобнее работать ножом (рис. 331).


Рис. 331. Прием работы ножом

Резьба рельефа . После обрезки контура начисто орнамент режется как обычно. Необходимо работать более внимательно и осторожно, чем во время работы над рельефной резьбой. Детали орнамента в прорезной резьбе, особенно если они длинные и тонкие, а материал хрупкий, - очень легко выколоть.

Срезка фасок (см. рис. 336). В прорезной резьбе на обратной стороне орнамента срезаются фаски. При срезании фасок срезаются сколотые и помятые края орнамента и скрадывается толщина щитка, что делает орнамент более легким. Фаски срезаются разной ширины, что зависит от форм в орнаменте. Могут быть и такие формы, где снимать фаски совсем нельзя.


Рис. 336. Фаски с обратной стороны орнамента прорезной резьбы

Прорезку отверстий стамесками можно заменить сверловкой их центровой или другой перкой с помощью коловорота (рис. 332). Щиток во время сверловки в нем отверстий надо плотно класть на другую дощечку. Сверлить надо не сразу на всю толщину щитка. Как только центр перки пройдет щиток насквозь, щиток перевертывают и сверловку отверстия заканчивают с другой стороны щитка, это предохраняет щиток от продавливания его перкой.


Рис. 332. Сверление центровой перкой с помощью коловорота

Обрезку начерно можно заменить выпиловкой лобзиком (рис. 333). Лобзик во время работы должен ритмично двигаться вверх и вниз. Пилка должна ходить вертикально или слегка наклоняясь вперед. При крутых поворотах пилки в материале нельзя прекращать движение пилки вверх и вниз, иначе она легко перекрутится и лопнет.


Рис. 333. Выпиливание лобзиком

На рис. 334 показана выпиленная филенка прорезной резьбы. После выпиловки можно обрезать контур орнамента начисто, но можно и сразу начать работу над рельефом. В этом случае труднее сохранить правильный контур орнамента, но зато легче будет обрезать его начисто и вырезать лишний материал в узких местах, так как толщина щитка во многих местах срежется.


Рис. 334. Филенка прорезной резьбы, выпиленная лобзиком

На рис. 335 показана уже готовая филенка. Такие филенки прорезной резьбы или подобные им по размерам и орнаментам могут быть использованы в дверках шкафчиков, буфетов и т. п. Необходимо иметь в виду, что толщина филенок не должна превышать 7-12 мм, в зависимости от размеров изделий. Большая толщина щитков затрудняет работу и делает орнамент прорезной резьбы грубым.


Рис. 335. Готовая филенка прорезной резьбы. Композиция автора

На рис. 328, 337, 338 показаны готовые изделия, украшенные прорезной резьбой.



Рис. 337. Тарелка-сухарница. Композиция и работа автора (Семеновский музей)


Рис. 338. Шкафчик висячий. Дуб. Композиция и работа автора (Семеновский музей)

Накладная резьба

Орнамент, выполненный прорезной резьбой и предназначенный для наклейки на готовый фон, будет называться накладной резьбой.

В мебели часто филенки больших дверок, например шифоньеров, фанеруются ценной древесиной с красивой текстурой. Нельзя, конечно, делать резьбу на тонкой фанере, а если филенка сделана из массива, то все равно нет смысла делать на ней резьбу, красивый рисунок текстуры в резьбе может исчезнуть, а особенно на радиальном срезе. В то же время изделие с большими гладкими поверхностями может выиграть, если его в меру украсить резьбой. В этих случаях и делается накладная резьба из древесины той же породы, что и изделие или же из другой породы. Орнамент накладной резьбы чаще всего делается в виде стилизованных цветов и наклеивается в центре или выше больших плоскостей мебели, например на филенках шифоньеров, буфетов и т. п. (рис. 339, 340).


Рис. 339. Накладная резьба. Часть филенки шифоньера. Композиция Батаковой (Семеновская профтехшкола)


Рис. 340. Накладная резьба. Часть филенки буфета. Композиция автора

По технике исполнения накладная резьба не отличается от прорезной резьбы. Но снимать фаски на обратной стороне орнамента надо избегать, это должно учитываться и при композиции орнамента накладной резьбы. Наклеенная накладная резьба со снятыми фасками с обратной стороны орнамента даст впечатление оторванности орнамента от основного фона. По этим причинам надо особенно опасаться сколов с обратной стороны орнамента. Для этого можно на гладкую с правильной поверхностью дощечку наклеить бумагу, а на бумагу наклеить дощечку с будущим орнаментом, заранее выпиленным лобзиком или начерно обрезанным (рис. 341). Такой способ предохраняет от сколов и дает возможность удобно закреплять работу. Готовая резьба снимается по бумаге с дощечки с помощью тонкого ножа.


Рис. 341. Накладная резьба в процессе выполнения (наклеенная через бумагу)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Работы по дереву и стеклу Коршевер Наталья Гавриловна

Прорезная и накладная резьба

Прорезная и накладная резьба

К рельефной и плоскорельефной резьбе близка прорезная резьба. Она представляет собой рельефную и плоскорельефную резьбу, у которой фон прорезан и отсутствует. Таким образом, прорезную резьбу подразделяют на плоскорельефную и рельефную.

Плоскорельефная прорезная резьба широко применялась для украшения старинной русской мебели.

Фон при прорезной резьбе устраняется с помощью долота или пилы. Если фон удален с помощью пилы, то эту резьбу называют пропильной. Рельефную прорезную резьбу называют еще ажурной резьбой.

В XVII–XVIII вв., когда в моде были стили барокко и рококо, ажурная резьба получила особо широкое распространение, так как ее средства выражения как нельзя лучше подходили для этих стилей.

Мебель того времени, выполненная в стиле ажурной резьбы, представляет собой настоящее произведение искусства. Выполнение ажурной резьбы требует высокого мастерства и тонкого художественного вкуса.

В качестве фона для прорезной резьбы иногда использовали материал различного цвета. Вероятно, именно это натолкнуло мастеров на мысль использовать как фон опять-таки дерево. Прорезную резьбу стали наклеивать на деревянную основу. Резьба, выполненная в такой технике, получила название наклеенной, или накладной.

Если прорезная резьба использовалась для мебели в конце XVII – начале XVIII вв., то накладная резьба получила свое широкое распространение позже, в XIX в. Ее применяли для украшения мебели, выполненной в классическом стиле.

Накладная резьба бывает глухой и прорезной. Глухая накладная резьба исполняется с фоном, а прорезная накладная – без фона, она еще называется ажурной накладной. Для накладной резьбы применяют древесину твердых и ценных пород.

Техника накладной резьбы имеет свою специфику, которая состоит в использовании при работе деревянной доски – подушки. На эту подушку наклеивают лист бумаги, а затем прорезанную по контуру заготовку. Лист бумаги используют для того, чтобы легче было потом отделить готовое изделие.

Закрепленную с помощью клея на подушке заготовку можно обрабатывать. Для этого необходимо нанести на нее будущий рисунок и вырезать его (рис. 100).

Рис. 100. Обработка заготовки, наклеенной на подушку в технике накладной ажурной резьбы.

После того как работа окончена, надо с помощью ножа отделить заготовку от подушки и наклеить непосредственно на изделие.

Из книги Работы по дереву и стеклу автора

Глава 4. Резьба по дереву Во все времена из дерева возводили храмы, дворцы, крепости и простые жилища. Народные умельцы всегда старались украсить резьбой дома и другие постройки, мебель, посуду и орудие труда. Гребень крыши традиционно венчало деревянное изображение коня

Из книги Столярные и плотничные работы автора Коршевер Наталья Гавриловна

Плоскостная резьба Существует несколько видов плоскостной резьбы, среди которых принято выделять плосковыемчатую и плоскорельефную резьбу.Главной особенностью этого типа резьбы является то, что узор наносится на плоскую поверхность древесины. В зависимости от того,

Из книги автора

Плосковыемчатая геометрическая резьба Из всех видов резьбы по дереву этот вид появился самым первым. Его древностью можно объяснить и простоту выполнения, и минимум инструментов, которые будут необходимы для работы: понадобится может только нож-косяк.Простота

Из книги автора

Плосковыемчатая скобчатая резьба Свое название этот тип резьбы получил из-за использования в геометрической резьбе совершенно нового элемента, который широко применяют в сочетании с контурной резьбой. Скоба как элемент резьбы встречается только в комбинациях с

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Объемная резьба. Деревянные скульптуры Навеять образ диковинной птицы или животного, какого-то волшебного существа может даже простой сучок дерева. Для лесной скульптуры могут использоваться различные лесные находки, будь то корневища, старые пни, наросты на стволах

Из книги автора

Алмазная резьба по стеклу В стеклоделии широкое применение нашла алмазная резьба по стеклу, которая придает изделию

Из книги автора

Плосковыемчатая геометрическая резьба Из всех видов резьбы по дереву этот вид резьбы появился самым первым. Его древностью можно объяснить и простоту выполнения, и минимум инструментов, которые будут необходимы для работы. Для этого понадобится только

Из книги автора

Плосковыемчатая скобчатая резьба Свое название этот тип резьбы получил из-за использования в геометрической резьбе совершенно нового элемента, который широко используют в сочетании с контурной резьбой. Скоба как элемент резьбы встречается только в комбинациях с

Из книги автора

Плосковыемчатая контурная резьба Так же как и скобчатая резьба, этот вид в чистом виде достаточно редко используют. Чаще он дополняет скобчатую, геометрическую и плоскорельефную резьбу.Отличие этого вида резьбы заключается в том, что по контуру орнамента делают

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Этот тип резьбы в равной степени сочетает в себе плоскую поверхность, характерную для плоскостной резьбы, и невысокий рельеф изображения, характерный для рельефной резьбы. Здесь можно выделить две разновидности: заовальную и абрамцево-кудринскую

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефная и плоскорельефная резьба имеют достаточно много общих черт. Но все-таки отличия тоже есть. Прежде всего это касается качества рельефа, который здесь более глубокий и неплоскостной. При этом он получается достаточно объемным, что достигается

Резное деревянное украшение, не составляющее с прилегающим фоном цельного куска.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

  • - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева. Существует в деревне Богородское, вероятно, с XVI-XVIII вв. В начале XX в. мастера объединились в артель...

    Художественная энциклопедия

  • - один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания...

    Художественная энциклопедия

  • - ́ образованные на поверхности детали чередующиеся спиральные канавки и выступы постоянного сечения. Детали с резьбой могут образовывать разъёмные резьбовые соединения...

    Энциклопедия техники

  • - см. Нарезка винтовая...

    Морской словарь

  • - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - I ́ чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения, образованные на поверхности детали...

    Большая Советская энциклопедия

  • - РЕЗЬБА, -ы, ж. Дополнительная работа, выполняемая по просьбе начальства с целью получения каких-л. льгот, привилегий; подобострастие, лесть. См. также нарезаться, 2...

    Словарь русского арго

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ́, -ы, жен. 1. см. резать. 2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка. | прил. резьбовой, -ая, -ое. Резьбовое крепление...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ́, резы, мн. нет, жен. 1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе. 2. Узорчатый рисунок, вырезанный на дереве, кости. Красивая резьба. Художественная резьба...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - резьба́ I ж. 1. процесс действия по гл. резать I 4. 2. Результат такого действия; вырезывание, выделка разных узоров на твёрдых материалах. 3. Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-либо твёрдом материале...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - резьб"а, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - Резьба по кости. Жарг. мол. Шутл. О худом, костлявом человеке. Максимов, 200. Пойти не по резьбе. Жарг. мол. 1. Случиться, произойти неожиданно. 2. Сойти с ума. Максимов, 336. С левой резьбой. Жарг. мол. Неодобр. 1...

    Большой словарь русских поговорок

  • - B́ сущ; 22 см. _Приложение II резьбы́ Кадила темь, и вечер тощий Свивался в огненной резьбе́...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Накладная резьба" в книгах

Резьба

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Резьба Резьба по своему духу, по своей сути означает, представляет собой самую мысль мастера.Кто ее видит и понимает, видит сам памятник.Ее нежность – это нежность самой природы; ее жизнь – жизнь всего здания. В ней вся сила архитектуры, она выражает всю ее мысль.Вернемся

19. Приходная накладная

автора

19. Приходная накладная Приходная накладная фиксирует поступление нового товара на склад (поступление ТМЦ). Если указанные в накладной материалы присутствуют в справочнике «Материалы», то для заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой «Подбор»,

20. Расходная накладная

Из книги 1С: Предприятие в вопросах и ответах автора Арсентьева Александра Евгеньевна

20. Расходная накладная Документ Расходная накладная оформляется при безналичной и розничной оплате товаров или услуг. Для формирования расходной накладной следует в журнале «Счета» меню «Действия» выбрать пункт «Ввести на основании», и из предложенного списка

Накладная

автора

Накладная Накладная в торговой организации может быть как приходным, так и расходным товарным документом. Она должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной

Товарно-транспортная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Товарно-транспортная накладная Товарно-транспортная накладная выписывается при доставке товаров автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут

Железнодорожная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Железнодорожная накладная Железнодорожная накладная выступает в качестве сопроводительного документа при доставке товаров железнодорожным транспортом. К ней могут прилагаться спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная»

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная» Это игра может быть со многими участниками, поскольку требует вовлечения не только менеджера (отдел продаж), вас (кредитного контролера), доставщиков и сборщиков (склад), но и бухгалтеров, отдела закупок. Со стороны клиента

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная Свидетельство о погрузке, называемое также речным коносаментом, является транспортным документом внутреннего судоходства. На этот документ распространяются в основном те же правила, что и на морской коносамент.К

Накладная резьба

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Накладная резьба Способ, при котором орнамент с прорезным фоном наклеивается на поверхность изделия, называется накладной резьбой. Применяется он довольно широко. Особенно часто таким образом украшают мебельные панели, которые, как правило, покрываются шпоном – резьба

Грузовая накладная

автора Автор неизвестен

Грузовая накладная ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ - основной документ при перевозках грузов внутри страны, имеющий значение договора, заключаемого между грузоотправителем и перевозчиком. Г.н. содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования

Накладная

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Накладная НАКЛАДНАЯ - документ, составляемый при автомобильной, железнодорожной, воздушной перевозках и перевозке по внутренним водам: является доказательством заключения договора перевозки грузов и основанием требования грузополучателя к перевозчику о выдаче груза

Накладная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Урок № 65. Требование-накладная

Из книги 1С: Бухгалтерия 8 с нуля. 100 уроков для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Урок № 65. Требование-накладная Для отражения в учете хозяйственных операций, которые связаны со списанием на затраты материально-производственных запасов, в программе ”1С:Бухгалтерия 8” предназначен документ ” Требование-накладная”. Причем

43. Накладная на перевозку грузов

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

43. Накладная на перевозку грузов Накладная используется для оформления перевозки грузов на всех видах транспорта, кроме морского. Она содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и

Прорезная и накладная резьба

Из книги автора

Прорезная и накладная резьба К рельефной и плоскорельефной резьбе близка прорезная резьба. Она представляет собой рельефную и плоскорельефную резьбу, у которой фон прорезан и отсутствует. Таким образом, прорезную резьбу подразделяют на плоскорельефную и