Гончарная школа «Рукоделец» приглашает взрослых и детей. Как открыть гончарную мастерскую Как научиться гончарному делу

Здравствуйте, уважаемые … все)) Итак, мы начинаем с вами разбирать основные этапы работы на гончарном круге. Сегодня мы будем учиться центровке. Это один из самых сложных этапов для начинающих практиковаться в гончарном деле. Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто…

Для работы нам понадобится гончарный круг , миска с водой, подготовленный кусок глины , струна, губка, ну, и, конечно же, благодарные зрители)).

Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то еенадо подсушить.

Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.

Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. (Иногда это приходится делать и с детьми, но лучше найти к ним другой подход:) Заодно мы формируем из нашего комка шар.

Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг

и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.

Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.

Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.

Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.

Здесь нужна мягкая сила.

Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.

Вот на этой картинке видно какие участки рук участвуют при центровке.

Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.

Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. (Иногда родителям нужно объединить свои усилия в воспитании:) Медленно, но верно руки надавливают на ком глины, добиваясь от него нужной формы.

Еще один способ — это «тонкая обработка». Здесь участвуют пальцы рук — они идут сверху-вниз и снизу-вверх и, как резец на токарном станке, убирают все неровности.

Пальцем же можно срезать лишнюю глину у основания.

Также, проведя пальцем по всей высоте кома, можно проверить, насколько хорошо он отцентрован, нет ли биения. Если палец подпрыгивает на некоторых участках, то нужно еще немного подровнять.

Вот такой должен получиться конус.

Теперь наш конус нужно опустить — приплющить, чтобы получился «пенек» (или «грибок»). Правая рука — рабочая — надавливает сверху, левая держит форму. При этом подушечки ладони правой руки прилегают сбоку и также удерживают глину от биения.

Это следы от глины при «опускании» глины.

Вид сверху. Правая рука проходит через центр и закрывает половину глиняного кома.

Медленно, но верно продолжаем опускать руки (в прямом, а не переносном смысле:).

Вот такой должен получиться «грибок».

Иногда одного подъема-опускания достаточно, чтобы кусок глины хорошо отцентровался и промялся. Но обычно таких подходов нужно сделать несколько и только потом переходить к следующему этапу.

На этом пока все, успехов вам в гончарном деле! И до новых встреч в эфире!

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

"Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э . выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор , а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени."

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор .

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс . Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Фарфор твердый , масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, 2,07-2,49. Он содержит каолин , или фарфоровую глину, и сверх того - полевой шпат , мел и кварц . Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу : слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою.
  • Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема , буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит , то есть фарфор твердый, неглазурированный; масса такая же, как в фарфоре.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa - средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный - смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую.
  • Фаянс обыкновенный , называемый иногда майоликою , имеет массу красновато-жёлтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою.
  • Терракота , или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр.
  • Изделия гончарные обыкновенные , коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью .
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич , черепица , дренажные трубы, лещадки и пр.

Материалы гончарного производства

Изразцы . Выделка изразцов начинается с приготовления из комьев поднесенной глины пластинок, скалок и ободов. Первые изготовляются на формовальных колодках требуемого рисунка, если это будут изразцы карнизные, а ободки - на Г. станке, описываемом при формовке горшков. Для выделки изразцов имеются 4 колодки, с помощью которых можно выделать все сорта изразцов. Колодки делаются из березовых досок, должны быть гладко выструганы и карнизы опилены. Деревянная лопатка, нож и тонкая проволока довершают остальной инструмент. Сборку отдельных частей изразцов делают так: на колодку кладут пластинку и на неё накладывают обод, который вдавливают лопаткою или приколачивают до той поры, пока высота обода не сделается требуемой меры, и тогда изнутри и снаружи обод обкладывается скалками или лентами, которые работник прижимает для соединения в одно целое с отвесными его стенками, придавая им желобчатую форму. Остается только в поперечных стенках обода сделать гвоздем отверстия для вкладывания железных анкеров при связке печей и отнести изразец в сушильню. Формовка украшений делается одновременно со сборкою изразцов в особых гипсовых или деревянных формах, в которых вытискиваются изразцы с требуемыми на их поверхности изображениями с помощью пресса. Сушка изразцов продолжается от 4 ½ - 5 суток. После сего поверяют линейкою правильность лицевой плоскости изразца, если нужно стругают, а углубления заполняют теми же стружками, смоченными водою.

Нанесение глазури

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью . Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. (Этой же цели служит также молочение (молочный обжиг) - один из древних способов обработки керамики для придания ей водонепроницаемости и красивого вида.)

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением ; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль , которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою .

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Изделия из глины – это всегда актуально. Некоторые люди не представляют своей кухни без керамической посуды – готовят в ней, украшают свой интерьер разными декоративными горшочками, выполненными из этого пластичного материала. Да и сувениры – магнитики, фоторамки, чашки, вазочки, которые мы всегда приобретаем, когда отдыхаем на курорте, чаще всего глиняные. Все это говорит о том, что гончарный бизнес – одно из самых выгодных направлений предпринимательской деятельности. В этой статье мы расскажем о гончарном деле для начинающих, чтобы каждый, кто всерьез задумался над тем, чтобы уйти с основной работы по найму ради развития собственного бизнеса, смог реализовать себя в этом направлении.

Особенности гончарного бизнеса

Первыми гончарами были древние греки. Это они стали изготавливать из глины уникальные изделия – вазы и амфоры, которые покорили весь мир того времени. Мы же относимся к ним обыденно, не придавая особой ценности. Но стоит только задуматься, сколько необходимых для организации домашнего быта вещей сделано из глины – тарелки, чашки, казаны, миски и многое другое. Это значит, что гончарное дело как бизнес никогда не утратит своей актуальности и будет приносить стабильный и высокий доход тому, кто решится открыть гончарное дело на дому. Если вы относитесь к числу людей, которые хотят начать гончарное дело своими руками в домашних условиях, то вам нужно знать основные особенности этой предпринимательской деятельности:

  • Лучше всего реализовывается керамическая продукция в крупных курортных городах, где всегда много туристов, приезжающих из далекого зарубежья. Эти люди являются целевой аудиторией, так как они наверняка будут скупать разные сувениры для своих родственников и приобретать что-то красивое лично себе на память об отдыхе;
  • Те, кто уже не первый год занимается гончарным делом в домашних условиях, хорошо усвоили особенность этого бизнеса, о которой мы упомянули пунктом выше. Поэтому это направление предпринимательской деятельности имеет высокий уровень конкуренции. Новичку придется много времени уделить вопросу изучения рынка в той местности, где он решил открывать гончарное дело;
  • Помните, что ваша гончарная продукция должна быть эксклюзивной, чтобы ее покупали люди. Нужно будет разработать авторскую методику по изготовлению и украшению керамических изделий, чтобы в них подчеркивался ваш личный неповторимый дизайнерский стиль. Людям очень нравится приобретать авторские вещицы – ведь это модно и соответствует требованиям времени;
  • Учитывайте, что особенным спросом будет пользоваться та гончарная продукция в курортном городе, которая отражает колорит местной культуры. Людям охотнее приобретать то, в чем подчеркиваются традиции и обычаи места, где они побывали;
  • Начало гончарного дела должно ознаменоваться выпуском продукции неширокого ассортимента. Это должно быть что-то одно – или посуда, или сувениры, или горшки, или вазы. Со временем, когда у вас расширится клиентская база, можно задумываться над тем, чтобы одновременно изготавливать несколько видов керамических товаров;
  • Перед тем как начать гончарное дело, нужно обязательно пройти регистрацию частного предприятия. Если вы будете заниматься только изготовлением хозяйственных товаров (посудой, например), то нужно зарегистрировать свою деятельность под кодом ОКВЭД 26.21. Если в сферу ваших интересов входят также детские игрушки, тогда нужно выбирать ОКВЭД 36.50 и упрощенную систему налогообложения, чтобы страховые взносы и другие растраты были не очень большими;
  • Усвоив вышеперечисленные особенности керамического бизнеса, можно стать состоятельным человеком практически с нуля. Конечно, стартовый капитал понадобится в любом случае, но он будет не таким большим и быстро окупится. Об этом мы расскажем детальнее в соответствующем разделе нашей статьи.

Выбор и обустройство помещения под мастерскую

С чего начать гончарное дело после регистрации бизнеса? Важно уделить должное внимание помещению, где будет постоянно функционировать ваша мастерская. Ведь выбранное пространство должно соответствовать некоторым обязательным требованиям:

  1. Оно должно быть двухкомнатным. Одну из комнат вы оборудуете под цех (эта комната должна быть большей по площади, чем вторая), а другую – под склад готовой керамической продукции (достаточно будет площади помещения в 15 м²);
  2. По площади, помещение не должно быть меньше 50 м²;
  3. Желательно выбирать квартирное помещение под мастерскую на первом этаже;
  4. Очень важно, чтобы в помещении были все необходимые коммуникации (речь идет о канализации, кондиционировании, вентиляции, электричестве и водопроводе);
  5. Обязательно необходимо внимательно отнестись к выбору оборудования для гончарного цеха. Делать это нужно под руководством опытного мастера, который отлично разбирается не только в технологии гончарного дела, но и понимает в оснащении, необходимом для работы. Кстати, многие гончары могут изготавливать оборудование для гончарного дела самостоятельно.

Технология производства

Схема производства керамических изделий

Уже несколько десятков лет подряд производство керамической продукции проводится по одной и той же технологии, но разными способами. Если вы изготавливаете сувенирные изделия (занимаетесь свободной лепкой), то вам нужно только правильно подобрать сырье, замешать его и лепить. Важно при этом применить гончарный круг, доску для лепки или же специальные оттиски – так формы ваших изделий будут более аккуратно обработаны.

По сути, процесс изготовления гончарных изделий включает в себя несколько основных этапов:

  • Приобретение сырья – его можно либо купить, или же добывать самостоятельно. Если вы только задумываетесь над тем, как начать гончарное дело, то можете попробовать второй вариант. Для этого нужно найти залежи глины в своем приусадебном участке и проверить ее на пригодность для ручной лепки. Необходимо скатать из глины небольшой по размеру жгут и свернуть его в рогалик. Если трещин практически не образовалось, то это отличное сырье для работы;
  • Сформируйте из глины необходимое изделие, используя имеющиеся у вас приспособления;
  • Подсушите ваше керамическое творение, а затем обожгите;
  • Когда изделие хорошо затвердеет, ему необходимо придать нарядный вид. Для этого глину обрабатывают специальными растворами, а затем красят, декорируют и лакируют.

Если вы пренебрежете хотя бы одним из вышеперечисленных пунктов, то ваша работа может быть проделана зря, ведь неправильно замешанное, а затем обработанное сырье просто начнет крошиться, ломаться, а это значит, что продать вы его не сможете.

Необходимое оборудование для работы

Вернемся к тому, что же из оборудования нужно приобрести, если вы решили что гончарный бизнес – это именно та , которую вы хотите реализовать:

  • Гончарный круг;
  • Весы;
  • Станок, на котором замешивается глина для лепки;
  • Печь, в которой вы будете обжигать готовые изделия;
  • Формы для лепки разных глиняных фигурок;
  • Декоративные материалы для украшения своих изделий (краски, стекло, кисти и прочее).

Отметим, что на первых порах вам не нужно закупать профессиональное новое оборудование. Сначала можно будет пользоваться подержанными устройствами. Их реально найти на разных сайтах бесплатных объявлений, в интернете. Не стоит переживать, что техника, которой успели попользоваться другие мастера гончарного искусства, уже непригодна или быстро сломается. Как правило, оборудование всегда продается в отличном состоянии. Если неуверены, что справитесь самостоятельно, пригласите опытного мастера, который вам даст дельный совет при покупке и своим экспертным взглядом определит, качественное ли вам предлагают оснащение для мастерской или нет.

Схема гончарного круга

На чем можно зарабатывать?

У керамической продукции достаточно большой рынок сбыта. Поэтому, если вы сомневаетесь, выгодно ли гончарное дело в современном обществе, то можете откинуть все негативные мысли. Керамическая продукция – отличный способ, с минимальным стартовым капиталом. Вам главное определиться, . Обязательно необходимо учитывать потребности широкого круга людей в той местности, в которой вы решили заниматься этим бизнесом.

  • Если вы решите, что для вас нет ничего лучшего, как открыть свой бизнес гончарное дело и сувениры, то можно найти оптовиков, которые будут закупать у вас товары. Но организовать весь этот процесс достаточно сложно. Ведь крупные супермаркеты приобретают партию сувениров, в которой не менее 1000 штук изделий. Сразу возникает множество проблем и вопросов, которые на начальном этапе развития вашего бизнеса будут только мешать вам сосредотачиваться и учиться технике изготовления. Конечно, если вы наймете в свою мастерскую опытных мастеров, то сможете быстро справляться с заказами;
  • Набравшись опыта, вы сможете организовывать платные мастер-классы гончарного дела для детей и взрослых. Сегодня это очень модное направление художественной деятельности. Кому неинтересно что-то слепить своими руками, а затем повесить изготовленное самостоятельно изделие в своей комнате? Со временем, когда появится высокий заработок от гончарного дела, у вас появится возможность организовывать масштабные выставки и даже конкурсы среди своих учеников;
  • Некоторые компании и фирмы предпочитают в качестве рекламы использовать разные керамические сувениры. Их можно изготавливать под заказ.

На самом деле рынок реализации керамических товаров очень широк. Нужно просто постоянно развиваться, искать новых потребителей, предлагать свои услуги широкой аудитории и тогда выгодные предложения всегда будут появляться.

Финансовые вложения

Определившись, нужно составить бизнес план гончарного дела, чтобы убедиться для себя в правильности выбранного решения и развеять все сомнения относительно того, выгодно ли гончарным делом заниматься в наше время.

Минимальное количество денег, которое нужно иметь перед тем, как заняться самому гончарным делом, должно равняться 500 000 рублей. Эта сумма уйдет на такие затраты:

  • На регистрацию ИП понадобится где-то 10 000 рублей;
  • Аренда помещения для обустройства мастерской – 40 000 рублей (эту же сумму придется тратить ежемесячно);
  • Закупка необходимого оборудования – 300 000 рублей;
  • Печь для обжига – 100 тысяч рублей;
  • Несколько гончарных кругов – 50 000 рублей;
  • Весы – 6 тысяч рублей;
  • Формы для лепки – 50 000 рублей;
  • Глина разных сортов – 20 000 рублей;
  • Брак и бой изделий (от 15 000);
  • Зарплаты сотрудникам. Вам понадобится не менее двух мастеров на первых порах, менеджер по рекламе и человек, который будет вести учет финансов (эту обязанность вы можете возложить на себя). На все это нужно не менее 70 000 рублей;
  • Для оплаты налогов и взносов понадобится около 70 тысяч рублей в год, но эта цифра может существенно отличаться, в зависимости оттого, какую форму производства вы выберете;
  • На рекламу своего бизнеса придется ежемесячно тратить не менее 10 000 рублей.

Куда можно реализовывать готовый товар и по какой цене?

Теперь подробно разберемся в том, сколько денег можно заработать за реализацию готовой продукции из глины.

Если вы найдете постоянных оптовых покупателей, которые будут приобретать у вас товар партией, где 1000 единиц, то вы сможете получить от 10000 до 100000 рублей. Выручка будет зависеть от того, какие именно изделия вы будете продавать:

  • Если это магниты на холодильник, то за партию можно получить 6000 – 12000 рублей (если они выполнены под дизайнерский заказ, то цена удваивается);
  • Если это фоторамки, то за партию вы получите от 12 000 до 24 000 рублей (здесь такая же ситуация, как и с магнитиками);
  • Если это керамические горшки, то за партию можно получить от 75 000 до 200 000 рублей;
  • Если вы будете сдавать гончарное оборудование в аренду другим мастерским, то сможете зарабатывать от 2 000 рублей в день;
  • Если будете проводить детям и взрослым обучение гончарному делу, то за один час занятий сможете заработать от 500 до 1000 рублей.

Видео: Как мы слепили гончарную школу с нуля

Прежде чем начать заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с керамической продукцией, следует обязательно изучить как можно больше информации об этом виде бизнеса. Ее источников очень много в интернете. Можно непросто прочитать полезную статью, но и посмотреть бесплатное видео гончарное дело для начинающих.

Мы рекомендуем вам все-таки, кроме самообразования в вопросах, касающихся начала бизнеса с керамической продукцией, пройти обучение гончарному делу у квалифицированного специалиста. Он вам объяснит не только теорию работы с глиной, но и на практике все продемонстрирует. Конечно, на курсы придется потратить деньги – приблизительно 15 000 рублей, при условии, что вы будете посещать мастер классы гончарного дела в течение двух месяцев. Учтите, что даже если вы хорошо усвоите уроки гончарного дела для начинающих у мастера, к которому ходили учиться, вы все равно еще будете далеко от профессионального уровня. В процессе работы, с опытом, вы достигнете нужного результата и станете достаточно состоятельным человеком, который будет заниматься любимым делом.

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.