Кто такой библиотекарь. Размышления о профессии. Краткое описание: кто такой библиотекарь

Принято считать, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве. Несмотря на такой почтенный возраст российских библиотек, свой профессиональный праздник у библиотекарей появился совсем недавно.

День библиотекаря был установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина 27 мая 1995 года. И вот уже в 17-й раз именно 27 мая все библиотекари страны принимают поздравления от своих читателей. Профессиональный праздник стал хорошим поводом для разговора с директором Научной библиотеки ТОГУ, заслуженным работником культуры, кандидатом социологических наук Людмилой Федореевой.

- Людмила Васильевна, что для вас означает профессия библиотекаря?

Библиотекарь - это профессия неограниченных возможностей. Он владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Но деятельность библиотек сегодня не замыкается только на взаимоотношениях «информация - пользователь». Она гораздо шире и многограннее. На мой взгляд, современный библиотекарь далеко не одномерен, он как универсальная формула: и литературовед, и педагог, и языковед, и психолог, и политик, и экономист. Как писал один из учёных начала ХХ века: «Профессору достаточно быть человеком своей науки, библиотекарю надлежит быть человеком науки вообще, учёным-энциклопедистом, способным уразуметь дух всего современного знания и ориентировать в его бесчисленных и сложных проявлениях. Библиотекарь университетской библиотеки должен находиться на одном уровне с профессорами-специалистами в их общем научном развитии».

Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в Сети, компьютером и другой различной радио- и видеоаппаратурой. Не случайно среди библиотекарей появились такие специальности, как библиотекарь-программист, библиотекарь-технолог, администратор баз данных и другие.

Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности, чтобы найти книгу в соответствии со вкусами и интересами читателя, быстро и качественно подобрать необходимую информацию для конкретного посетителя. Для работы со студентами - основными читателями университетской библиотеки - нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание, сделать общение взаимно приятным, а иногда и «наставить на путь истинный». Без любви к книге, любви и уважения к читателю в библиотечной профессии места нет.

Чтобы успеть за изменениями, происходящими в нашем обществе, библиотекарь должен постоянно учиться. Сегодня библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, постоянном повышении квалификации, но и учёбе в аспирантуре. И это правильно.

Исторически так сложилось, что профессия библиотекаря - женская. Есть ли какие-либо изменения в этом вопросе в последние годы?

Профессия библиотекаря - одна из самых старейших в мире. Ещё во времена античности появились так называемые переписчики и хранители рукописей. Раньше библиотекарями были всем известные мужчины - Крылов, Одоевский, Гёте, Кант, братья Гримм. А в истории зарубежных и российских университетских библиотек прослеживалась чёткая закономерность: библиотекой руководил учёный.

Например, философ, математик, физик и изобретатель Г.В. Лейбниц (1646-1716) руководил Герцогской библиотекой и Придворной библиотекой в Ганновере в XVII-XVIII веках; он разработал целостную концепцию научной библиотеки. Ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856), выдающийся учёный-математик, одновременно был и директором библиотеки университета. Профессор французской и греческой филологии Я. Белен де Баллю в начале XIX века был назначен первым библиотекарем Харьковского университета. И сегодня среди университетских библиотек, возглавляемых мужчинами, можно назвать библиотеки Московского, Томского государственных университетов, Дальневосточного и Сибирского федеральных университетов и многих других. У нас в Хабаровском крае и Еврейской автономной области библиотеки Дальневосточного государственного медицинского университета (Хабаровск), Амурского государственного педагогического университета (Комсомольск-на-Амуре), Приамурского университета им. Шолом Алейхема (Биробиджан) возглавляют молодые директора - мужчины. Но в целом, представители сильного пола в библиотеке, в большинстве случаев, осуществляют техническую поддержку библиотечных процессов разного уровня: от заместителей директора по информатизации до программистов. У нас в отделе компьютеризации библиотечно-информационных процессов работают одни парни - выпускники и студенты ТОГУ. Хотя их и нельзя назвать библиотекарями в привычном понимании этого слова, но они ведь тоже имеют дело с хранением и обработкой информации. На сегодняшний день этот отдел обслуживает около 200 компьютеров библиотеки.

- В чём уникальность библиотеки Тихоокеанского государственного университета?

Научная библиотека Тихоокеанского государственного университета - одно из ведущих структурных подразделений университета и крупнейшая среди вузовских библиотек Дальнего Востока. Она относится к первой категории библиотек вузов России. Книжный фонд насчитывает более 1,5 млн единиц хранения.

Наша библиотека в 1991 году первой на Дальнем Востоке начала внедрение и использование информационных технологий: создан электронный каталог, доступный как для читателей библиотеки, так и для удалённых пользователей (в настоящее время включает более 600 тыс. записей, из них более 400 тыс. - выведено в Интернет). Библиотека имеет собственный сайт.

Применение технологии штрихового кодирования в обработке фонда позволило внедрить автоматизированную книговыдачу, обслуживание читателей производится по единому читательскому билету. В библиотеке функционирует четыре информационных центра, в залах электронной информации которых имеется постоянный доступ к полнотекстовым российским и зарубежным информационным ресурсам и ресурсам сети Интернет, базе данных учебно-методических электронных изданий преподавателей университета. Для пользователей университета организовано 120 автоматизированных рабочих мест.
25 февраля 2011 года на заседании учёного совета ТОГУ состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Президентской библиотекой им. Б. Ельцина и ТОГУ. Открытие первого на Дальнем Востоке электронного читального зала с доступом к ресурсам Президентской библиотеки на 18 рабочих автоматизированных мест даёт возможность доступа к богатейшим информационным ресурсам, архивным документам-первоисточникам по истории Российского государства для студентов, преподавателей и для самой широкой читательской аудитории региона.

Научная библиотека ТОГУ - зональный методический центр для библиотек высших и средних учебных заведений Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей. На базе нашей библиотеки осуществляется работа по повышению квалификации библиотечных кадров, проводятся научно-практические конференции, обучающие семинары.

Раньше говорили, что объём библиотеки считается в единицах хранения. А сегодня какими показателями он определяется?

Единицы хранения - это такое казённое понятие для обозначения количественных показателей библиотечных документов - книг, журналов, авторефератов, патентов, а теперь ещё - аудиокниг, электронных дисков и другого. Чем больше представлено различных документов, тем богаче фонд, тем обширнее информация. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам приобретения электронных ресурсов: электронных библиотечных систем, отдельных библиографических и полнотекстовых баз данных. Если лет десять назад в нашей библиотеке насчитывалось не более 3-5 электронных баз данных, то в 2011 году в библиотеке имелся доступ к 48 электронным базам данных как на русском, так и иностранных языках. Надо отметить, что такое богатство электронных ресурсов имеется только в нашей библиотеке, поэтому мы предоставляем возможность доступа к ним студентам и преподавателям всех вузов Хабаровска в залах библиотеки ТОГУ.

- Вы можете сказать, что рано или поздно бумажные носители в библиотеке исчезнут?

В сентябре 2011 года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с аналитическим центром Юрия Левады провело масштабное социологическое исследование, посвящённое электронному чтению в России и жанровым предпочтениям читателей электронных книг. Исследования проводились на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации (более 1000 анкет). На вопрос исследователей «В каком виде вы читаете книги?», были даны такие ответы: 3% из опрошенных читают только электронные книги, не прибегая к бумажным; 72% респондентов ответили, что они по-прежнему читают только обычные, бумажные книги; 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные. Поэтому мы с уверенностью можем заявить, что идёт плавный переход от чтения «бумажного» к чтению электронному. А вот как долго будет наблюдаться такое состояние «плавного перехода», я сказать не могу.

По результатам фактически первого масштабного исследования, характеризующего электронное чтение в России, был составлен портрет современного читателя электронных книг. Я думаю, что такие данные будут небезынтересны. Выяснилось, что читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только с «листа»: средний возраст первых - около 30 лет, а предпочитающим обычные книги - 44 года; они более образованны - более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников обычной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается повышенным уровнем потребительских возможностей: 49% могут без труда приобретать товары длительного пользования, у 60% в семье есть автомобиль, у 70% - компьютер, у 60% - ноутбук.

- Сегодня пополнение фондов библиотеки ТОГУ - это дорогое удовольствие?

Да, дорогое! Если раньше в среднем мы приобретали около 50 тысяч экземпляров книг в год, то сегодня вынуждены «урезать аппетиты» до 30 тысяч. Цены очень быстро растут, особенно на литературу по самым востребованным направлениям: экономика, история, психология, компьютерные технологии. Стоимость одного экземпляра учебника может доходить до 1000 рублей. А нам ведь таких учебников надо несколько десятков. Особое внимание уделяем приобретению литературы для новых специальностей, которые открываются в нашем университете практически ежегодно. Нужно отметить, что руководство ТОГУ понимает: на книгах экономить нельзя. Ежегодно на приобретение книг, периодических изданий, на информационное обеспечение выделяется 12 - 13 млн рублей. В дальнейшем эти суммы будут, видимо, только увеличиваться.

Мы стараемся относиться к заказам на книжную продукцию взвешенно и экономно. Обязательно согласовываем заказы на учебную литературу с преподавателями кафедр. Кроме того, преподаватели самостоятельно могут оформить заказ на издания по прайс-листам книготорговых организаций страны, размещённых библиотекой на сетевом ресурсе университета. Не забываем мы и про пополнение фондов библиотеки художественными изданиями. Ведь уже третий год в ТОГУ готовят журналистов, а будущим «акулам пера» без знаний классических художественных произведений никак нельзя. Да и иностранные студенты, которые обучаются в ТОГУ, с огромным интересом читают русскую классику.

- Библиотеке ТОГУ сегодня не тесно?

Площадь нашей библиотеки - 5500 квадратных метров. На первый взгляд эта цифра впечатляет. Но, когда знакомишься с опытом работы, функционированием зарубежных библиотек, где читатели имеют открытый доступ к фондам, имеют возможность самостоятельного копирования, сканирования, самозаписи изданий, где внедрены системы охраны фондов, Rfid технологии и другое, то сразу появляется желание иметь новое современное здание под современную библиотеку.

В соответствии с возможностями университета, мы стараемся сделать нашу библиотеку более привлекательной и полезной для читателей. За последние годы два зала хранения фондов оснащены мобильными стеллажами, что позволило хранение книг сделать более рациональным и приблизить к санитарным нормам. Систематически списываем старые, потерявшие актуальность, издания, высвобождая дополнительное место для хранения фондов.

- Сократилось ли число читателей в библиотеке ТОГУ за последние годы?

На протяжении последних лет по причине демографического спада наблюдается тенденция снижения студенческого контингента, которое автоматически влечёт за собой уменьшение читательской аудитории. Эта ситуация характерна для большинства вузов страны. Кроме того, как я уже говорила, изменились читательские предпочтения. В молодёжной среде очень популярно обращение к интернет-ресурсам, с персонального компьютера, не выходя из дома. Книги теперь можно скачать во Всемирной сети или же самостоятельно приобрести в интернет-магазинах.
Жалко, конечно, что в наших читальных залах читатели уже не сидят с утра до вечера, как было раньше. Но, может быть, это и есть показатель последовательной автоматизации и компьютеризации библиотечного обслуживания, читательского комфорта.

Тем не менее, на конец прошлого года информационно-библиотечным обслуживанием в различных подразделениях нашей библиотеки было охвачено более 21 тысячи читателей. Число посещений библиотеки и обращений к нашему веб-сайту составило более 630 тысяч раз. Читателям было выдано более 560 тысяч изданий.

- Что вы пожелаете своим коллегам в связи с профессиональным праздником?

Дорогие коллеги! Пусть этот светлый праздник поможет нам ещё раз осознать всю значимость нашей профессии, гордость за принадлежность к библиотечному сообществу. Пусть не иссякает творческое вдохновение, стремление к взаимопониманию с читателями и коллегами. Пусть не исчезает желание дарить людям частичку своего тепла. Пусть вам сопутствует удача, а в ваших домах царят уют, тепло и любовь. Всем здоровья, счастья, благополучия!

Беседовал Сергей Хамзин.
Фото предоставлено Людмилой Федореевой и
из архива ТОГУ

Беседовал Сергей Хамзин. Фото предоставлено Людмилой Федореевой и из архива ТОГУ

Фотографии

Библиотекари хранят и распространяют знания, упорядочивают информацию и создают новые, креативные и технологичные способы доступа к ней. В зависимости от выбранной специальности, библиотекари могут отвечать как за работу общественных образовательных программ, так и проведение исследований, обучение детей чтению или управлению сотрудниками библиотек. Из этой статьи вы узнаете разные факты, относящиеся к работе библиотекаря, в том числе и то, что нужно, чтобы стать представителем этой прекрасной профессии.

Шаги

Часть 1

библиотечное дело
  1. Знайте, что такое библиотечное дело. В данном понятие входят как управление библиотекой и книжным фондом, так и сохранение, архивация и распространение информации, развитие информационных технологий и участие в исследованиях. Библиотекари могут специализироваться на чем угодно, причем многие - на всем и сразу. Задачи библиотекарей включают в себя:

    • Каталогизацию книг в базе данных
    • Создание таксономий для организации данных
    • Применение новых технологий для обновления организации старых коллекций
    • Поиск первоисточников
    • Создание студенческих и общественных образовательных программ
    • Управление библиотекой
    • Поддержание книжного фонда библиотеки в актуальном состоянии
  2. Знайте о том, какими бывают библиотекари. Может, вам будет интереснее работать в библиотеке для детей? Или, например, в библиотеке ВУЗа? Библиотеки бывают разные, а потому и библиотекари, в зависимости от своих обязанностей, бывают следующих видов:

    • Общественные библиотеки открыты для каждого, кто хочет почитать. Часто они проводят что-то вроде общественных образовательных мероприятий с целью развития грамотности среди взрослого и детского населения. Такие библиотеки - важный элемент бесплатного доступа к информации для людей. Задача библиотекарей в данном случае - следить за состоянием книжного фонда и своевременно обновлять его, обмениваться опытом с другими библиотеками и проводить образовательные мероприятия.
    • Школьные библиотеки - важная часть младшей и средней школы. Их задача - давать детям книги, необходимые для их всестороннего развития. Школьные библиотекари помогают детям развить любовь к чтению, а также, собственно, занимаются управлением библиотекой.
    • Библиотеки в высших учебных заведениях хранят серьезные коллекции книг, отвечающих нуждам студентов. Зачастую такие учебные библиотеки специализированны, имеют отдельные тематические коллекции для тех или иных областей знаний. Задача библиотекаря в данном случае - составлять списки литературы, каталогизировать новые материалы, помогать студентам в подборе литературы для проектов, архивировать специальные книги и обновлять книжный фонд. Зачастую, для работы в специализированных библиотеках необходима ученая степень.
  3. Подумайте, готовы ли вы стать библиотекарем. Многие из тех, кто любит читать, порой подумывает о работе библиотекаря. Тем не менее, для этого требуется куда больше, что просто любовь к книгам. Хороший библиотекарь не просто жаждет знаний, но еще и стремится упорядочить все это наилучшим образом, сохранить информацию и сделать ее доступной как можно большему количеству людей.

    Часть 2

    требования к образованию

    Часть 3

    становимся библиотекарем
    1. Не ждите конца обучения. Можно получить опыт работы в библиотеке еще до выпуска с курсов, во время учебы. Попробуйте устроиться в библиотеку вашего университета или, скажем, в местную муниципальную библиотеку. Многие библиотеки рады студентам - на них можно спихнуть рутинную работу. Для студентов же это - отличный шанс проникнуться духом библиотек и понять, к этому ли лежит душа.

      • Многие библиотеки приглашают студентов на практику. Некоторые платят за это, некоторые - нет, но все же это отличная возможность получить реальный опыт работы. Если же библиотека вашего образовательного учреждения ничего такого не предлагает - переговорите с библиотекарем, может, он поможет.
      • Во многих образовательных учреждениях действуют студенчески библиотечные ассоциации. Присоединитесь в одной из них!
      • Станьте волонтером и помогайте библиотекам. Ну или подрабатывайте там время от времени, проходите практику и так далее. В общем, используйте все возможности, чтобы окунуться в мир библиотек и библиотечного дела. Проявляйте энтузиазм, задавайте вопросы и не теряйтесь после окончания практики!
    2. Найдите способы сделать свое резюме более внушительным. К сожалению, бюджеты библиотек урезают, а потому, чтобы стать библиотекарем, надо постараться (по крайней мере, в США). Опыт работы в библиотеке и сертификаты вам в этом однозначно помогут.

      • Не надо делать в резюме акцент на том, что вы любите книги. 9 из 10 соискателей делают акцент на этом! Вам нужны козыри посерьезнее, поэтому сделайте упор на те качества, которые делают вас прирожденным библиотекарем!
      • Всегда подстраивайте и изменяйте свое резюме под ту работу, на которую устраиваетесь. Делайте акцент на своих качествах, которые подходят для работы на том или ином месте. И, главное, не забывайте демонстрировать энтузиазм!
      • Знакомства - штука полезная. Если ваши знакомые библиотекари будут знать, что вы ищете работу по этому профилю, то есть все шансы, что они сумеют вам помочь.

Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, - с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.

Библиотекарь - это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь - это связующее звено между информацией и пользователями.

Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.

Библиотека - необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы»., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Служа другим - растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, - это кровное дело библиотекарей.

Высокое педагогическое мастерство - профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен, прежде всего, любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель - это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное - представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.

Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.

Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.

Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.

Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.

Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, - вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.

Как этого добиваться? По-разному. Можно поговорить о книге, а затем о здоровье близких и родных. Главное, чтобы человек почувствовал, что он тебе не безразличен. И тогда начинается воспитание книгой.

Проблемы культуры общения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов, профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, в разговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людям старшего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.

Очень важен доверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часы пик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимо формировать у себя навыки критического анализа психологических ситуаций, возникающих в библиотечной повседневности.

Общение с читателем - это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передается интонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста существует подтекст? Иногда «открытие» этих истин приходит в конфликтных ситуациях.

Огромную роль играет тон разговора. В отказе «нет» читатели порой чувствуют подтекст… «Как вы все мне надоели».

Важно помнить, что общение с читателем не сводится только соблюдению определенных правил этикета. Контакты предполагают владение психологической культурой. Начинается она с постижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают библиотекарю точно определить ролевые позиции читателя и в соответствии с этим построить свою тактику общения.

Разве вы не встречались с «эрудитами», которые уже все прочитали по интересующей теме? Но вы тонко и с большим тактом даете понять ему, что в библиотеке есть и новинка, о существовании которой читатель не догадывается.

Вот к стойке подходит пожилой человек. Он явно напряжен, выбирая книгу. Ситуация для библиотекаря трудная, но надо терпеливо беседовать с читателем, помочь ему отыскать нужную книгу, быть предельно внимательным к нему. Смотришь, в конце концов читатель успокоился, оживился. Вступил в разговор. Надо уметь выслушать человека, учитывать его запросы, интересы, настроения. Эмоциональные контакты приносят удовлетворение, уплотняют рабочий день и вместе с тем от однообразия и скуки. Лишенное эмоциональных контактов общение оборачивается раздражением, скукой, а порой и разочарованием в избранной профессии. Надо радоваться, когда читатель «разговорился». В ходе общения с ним постоянно подвергаются проверке такие качества библиотекаря, как уравновешенность, терпимость, эмоциональная устойчивость.

Каждому библиотекарю надо выработать у себя культуру общения. Следует помнить, что без готовности работать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное общение - это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические аспекты переплетаются, взаимопроникают.

Какая из струн сложного духовного мира человека зазвучит в процессе общения, зависит от подхода, от уважения к самобытной личности, и поэтому без самовоспитания, без преодоления инерции библиотекарю рассчитывать на успех нельзя. Культура общения вырабатывается в процессе самостоятельной духовной работы над собой.

Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится не только важным, но и профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Библиотекарь постоянно должен работать над своей дикцией, образностью и выразительностью речи. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при поставке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Наблюдательность крайне важна для библиотекаря. Без нее он не заметит, удобно ли в библиотеке читателю, как он работает с каталогами, как реагирует на манеру общения с ним, обращает ли внимание на выставки, стенды, не портит ли книги и т.д.

Библиотекарь должен быть внутренне собран. Способность к длительной работе без ухудшения ее качества и снижения темпа - не только волевое качество, но и признак выносливости, физического здоровья. Библиотекарь должен уметь длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость.

Общительность, личное обаяние, приятная внешность - эти черты так же необходимы библиотекарю. Хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность, чувство юмора, эмоциональность, чувство коллективизма.

Высокий уровень работы с читателями, творческая атмосфера в библиотеке находятся в прямой зависимости от таких качеств библиотекаря, как дисциплинированность, аккуратность, деловитость, творческий подход к делу.

Итак, какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей? Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых, быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих, обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых, обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить до читателя свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей, и, наконец, в-пятых, грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.

Таким образом, библиотекарь - это высокообразованный человек, владеющий основами психологии читателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразии издательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе, знающий основы информатики, пропагандист, организатор.

Библиотекарь не имеет права быть равнодушным, заносчивым, злопамятным, излишне горячим, фамильярным, сварливым, консервативным, неряшливым, слишком экстравагантным.

В библиотечной прессе все отчетливее звучит мысль о влиянии личных качеств библиотекаря на удовлетворенность читателя и, следовательно, на образ библиотеки в общественном сознании. Так, один специалист-филолог из США, работая во многих библиотеках и архивах Франции, пришел к достаточно, может быть, банальному, но очень важному выводу: низкое качество обслуживания и особенно плохая доступность имеющихся в фондах документов чаще всего связаны исключительно с произволом и недобросовестностью библиотечного персонала.

Отношение к работе - это проблема, которая существует во многих сферах деятельности. Американская библиотечная ассоциация уделяет систематическое внимание профессиональной этике библиотекаря с 1939 г. В кодексе этики 1981 г. закреплены принципы, обязывающие библиотекарей обеспечивать высокий уровень обслуживания, противостоять попыткам цензуры библиотечных материалов, оберегать право пользователей на сохранение тайны получаемой информации, не допускать получения выгоды за счет пользователей, коллег или библиотеки. Российским специалистам известны также пять библиотечных постулатов Ш. Ранганатана, которые в определенной степени можно считать кодексом профессиональной этики. Этическая сторона библиотечного труда связана с правами на интеллектуальную свободу и доступ к информации, что отмечается во многих публикациях. Этический и профессиональный уровень библиотекарей нередко довольно низок: они не всегда предупредительны, терпимы и внимательны к посетителям и пользователям, время читателей ценят меньше, чем собственное, отстает от современных требований справочно-библиографическое обслуживание, минимальны знания иностранных языков, порой не хватает знаний и в области библиотечного дела.

Интересно, что профессиональная этика библиотекаря рассматривается в широком социальном и морально-нравственном контексте. Замечено, например, общее снижение уровня трудовой морали. Которое произошло от однозначно сформулированности мировоззренческих позиций. Этические ценности сместились в сторону моральной индифферентности. Равнодушие к потребителю, читателю стало, к сожалению, нормой, результатом чего является во многом социальная невостребованность библиотек.

Кодекс профессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусе библиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегодня должны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненной ситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения для восстановления душевного комфорта.

Таким образом, вполне очевидно, что меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.

В каждой библиотеке предъявляются различные требования к кандидату на должность библиотекаря. Конкретные обязанности изложены в должностной инструкции сотрудника организации. В общих случаях внимание уделяется именно личностным качествам потенциального сотрудника и образованию. Среди желаемых качеств отмечают: аккуратность, ответственность, хорошую память, эмоциональную выдержку и другие. При приеме на работу меньшее значение имеет стаж работы.

Библиотекарь исполняет распоряжения и приказы руководства. Отдельные требования предъявляются к уровню знаний библиотекаря. Он должен знать содержание художественной, специальной, научной и иной литературы. Объясняется такое требование тем, что библиотекарь помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы.

В обязанности библиотекаря входит учет, хранение, поиск и выдача книжного фонда. Таким образом, библиотекарь должен знать соответствующие правила обработки и комплектования библиотечной литературы. Он составляет списки недостающей литературы по запросам читателей, следит за обновлениями в книжной сфере. Кроме того, ведет необходимый учет по основным показателям, характеризующим эффективность работы библиотеки.

Профессиональные качества библиотекаря

В исполнении обязанностей библиотекарю необходимы такие качества как: внимательность, сосредоточенность и терпение. Профессиональные качества библиотекаря также позволяют ему обеспечивать сохранность литературы библиотеки. Он знает алфавитных каталогов книг и журналов, хранящихся в библиотеке. Библиотекарь обязан применять меры по совершенствованию обслуживания посетителей. В первую очередь такое требование относится к созданию комфортных условий читателей, удовлетворения их запросов на литературу.

Также библиотекарь узнает о предстоящих тематических выставках в городе и принимает в них участие от лица библиотеки. Он готовит раздаточный и наглядный материал по актуальным вопросам науки и производственного опыта, оформляет выставочные стенды.

Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими. Так, в своей деятельности он формирует каталоги баз данных, имеющихся в библиотеке литературы в электронном виде. Стоит отметить, что работа библиотекаря имеет недостатки. К ним относят отсутствие карьерного роста и низкую заработную плату.

Справка

Библиотекарь - очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия.

Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIXвеке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России - Императорскую публичную - недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Библиотекаря считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Библиотекари потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Работа в библиотеке - это не только выдача и прием книг. Библиотекарь - хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи.

Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой.

Но работа с библиотечным фондом - это лишь одно направление его деятельности. Другое направление - работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Библиотекаря нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Библиотекаря , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Библиотекаря обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Библиотекарем (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Библиотекарем .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

У библиотекаря множество разнообразных обязанностей. Главные из них: обслуживание посетителей библиотеки и заполнение читательских билетов. Он принимает участие в создании фонда библиотеки: делает заказы на приобретение новой литературы, производит ее обработку, составляет каталоги. Не стоит забывать и о регистрации и подшивке периодических изданий. Также в непосредственные обязанности сотрудников библиотеки входит контроль за соблюдением условий хранения литературы. В помещениях, где хранятся книги, поддерживают температуру воздуха от +15 до +18°С и относительную влажность 50-60 %.

Периодически в библиотеке проводятся массовые мероприятия, организуются выставки, тематические встречи и обсуждения, литературные вечера. Сценарии и план к этим мероприятиям пишут сотрудники библиотеки.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Библиотекаря - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Библиотекаря важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия библиотекаря не является карьеристской. Есть возможность стать руководителем медиатеки, координатором образовательного проекта, редактором сайта или организатором дистанционного сопровождения образовательного процесса. Можно дослужиться и до заведующего каким-либо отделом или заведующего всей библиотекой.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Библиотекари имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Библиотекаря не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий: