Методическая разработка Каникулярная школа Компетенция: Профессиональные курсы «Я и профессия» Профессия «Электромонтёр. Профпробы по специальности "электромонтер" Наименование раздела «Общепрофессиональный цикл»

Электрик — специалист по монтажу, ремонту и техобслуживанию электрооборудования и электроцепей. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Электрик может заниматься любым электрооборудованием: генераторами, электродвигателями, телеавтоматикой и т.д.

Его конкретные обязанности - монтаж, обслуживание, разборка, ремонт - зависят от места работы. Например, электрик городских электросетей может протягивать линии электропередачи, устанавливать фонари на столбах, ремонтировать их и т.д. На заводе он может заниматься обслуживанием электросети, а также станков, генераторов и пр. Сверяясь с электросхемами, он находит поломку и проводит ремонт. На крупных предприятиях электрики работают бригадами и в смену.

Современный мир невозможно представить без электричества. Выход из строя одной электроподстанции на полдня, может буквально парализовать город. Многим москвичам памятно 25 мая 2005 года, когда на подстанции «Чагино» случилась авария и произошло веерное отключение электроснабжения. «Чагино» - лишь одна из нескольких московских подстанций, поэтому обесточена оказалась лишь часть Москвы, но и это больно ударило по людям. Мгновенно перестали работать компьютеры, телевизоры, электроплиты, в домах остановились лифты и пересох водопровод. А вскоре к этому добавился транспортный коллапс.

Из 170 действовавших станций метро 52 оказались обесточены, а десятки поездов застряли в тоннелях. Даже выбравшись на поверхность, люди не могли никуда уехать: светофоры, троллейбусы и трамваи не работали. Встревоженные люди пытались созвониться друг с другом, но и это не всегда удавалось: некоторые базовые станции мобильной связи были обесточены, а оставшиеся не справлялись с возросшим количеством звонков. Да и стационарные телефоны в основном были бесполезны, потому что большинство современных москвичей пользуются современными электронными аппаратами, которые не могут работать без электроэнергии.

В тот день москвичи посмотрели вокруг себя новыми глазами. С одной стороны, они ясно ощутили уязвимость городского уклада с его централизованной инфраструктурой. А с другой, - поняли, что бытие современного человека зависит от электричества практически полностью. Электроэнергия - кровь современной цивилизации.

Так что электрик - одна из важнейших профессий современности, хотя не все об этом догадываются. Квалифицированные электрики стабильно востребованы на рынке труда.

Опасная профессия. Работа с высоким напряжением опасна, но электрик отвечает не только за свою жизнь, но и за безопасность пользователей оборудования, которое он монтирует или чинит. Однако удар током - не единственная опасность, которой подвергается электрик. Часто электрикам приходится работать на большой высоте, и это тоже требует особой осторожности.

У электриков существует 6 разрядов, обозначающих уровень квалификации, и 5 групп допуска по электробезопасности. Номер группы зависит от стажа работы, уровня образования и имеющихся навыков.
I группу получает персонал, работающий не с электричеством, а поблизости от потенциально опасных приборов.

II и III группы позволяют обращаться с электроустановками напряжением до 1000 В. Такие группы допуска должны быть у рядовых монтёров и наладчиков, т.е. так называемого электротехнического персонала. Начинающий или несовершеннолетний электрик может рассчитывать только на II группу.

IV и V группы должны быть у инженеров-электриков, руководителей участков и т.п.

Электрики относятся к числу рабочей элиты, т.к. их работа требует интеллекта и многих знаний. А поскольку технологии постоянно обновляются, каждый электрик регулярно проходит техническую переподготовку.

Рабочее место

Электрик может работать на производстве, в строительной организации, на транспортных предприятиях (метро, трамвай, троллейбус), в сфере ЖКХ и т.д. В офисных центрах, крупных магазинах, институтах, школах и т.п. также работают электрики, которые обслуживают внутренние электросети.

Оплата труда

Зарплата на 20.11.2019

Россия 19500—75000 ₽

Москва 30000—65000 ₽

Важные качества

Профессия электрик предполагает логическое мышление, технический склад дума, хорошую мелкую моторику, острое зрение, внимательность, аккуратность, ответственность. Заболевания опорно-двигательного аппарата, глаз, нервной системы считаются противопоказаниями.

Знания и навыки

Электрик должен обладать базовыми знаниями по физике, математике, механике, черчению, уметь читать схемы и чертежи, применять формулы. Также он обязан знать устройство и технические характеристики приборов, которые обслуживает, владеть методикой диагностики и ремонта. Электрик должен знать технику безопасности и уметь оказывать первую медицинскую помощь при поражении током и др. травмах.

Обучение на Электрика (Электромонтёра)

Профессию электрика можно получить в профессионально-техническом училище, колледже, а также на курсах. Чтобы стать инженером-электриком, нужно получить высшее образование.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени В.В. Орехова»

(КГБ ПОУ КСМТ)

Методическая разработка

Каникулярная школа

Профессия «Электромонтёр»

Преподаватель специальной технологии: Смишко Е.А.


Комсомольск – на – Амуре, 2015 г

Обсуждено на совместном заседании цикловой комиссии профессионального цикла электротехнических профессий

Методическая разработка по проведению каникулярной школы

Компетенция: Профессиональные курсы «Я и профессия»

Профессия «Электромонтёр»

Разработал:

Смишко Елена Алексеевна – преподаватель специальных дисциплин.

Рецензент: Мамонтова Юлия Юрьевна – менеджер по профориентации КГБ ПОУ КСМТ

Методическая разработка предназначена для преподавателей и мастеров п/о

В разработке представлены материалы по проведению каникулярной школы по профессии «Электромонтёр»

Адрес КГБ ПОУ КСМТ: 681005 г. Комсомольск – на – Амуре

Комсомольское шоссе, 26

Введение.

Одним из современных востребованных в образовательной сфере направлений сегодня является проведение PR-мероприятий по повышению престижа образовательного учреждения, рабочих профессий во взаимодействии с организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

В рамках данной недели с целью популяризации предметов технического профиля, повышения мотивации школьников к выбору профессии "Электромонтёр" нашим образовательным учреждением организована профильная смена в дни весенних каникул.

Каникулярная профильная школа с целью пропедевтического погружения учащихся 5-9 классов ознакомила с миром рабочих профессий современных предприятий города и края.

Сделать первые шаги в профессии «Электромонтёр», показать ее достоинства помогли профессиональные пробы «Практикум электромонтёра», викторина «Электромозг».

Смогли раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности школьники, участвуя в игре по электробезопасности «Помоги Антону».

В «каникулярной профильной школе» по профессии «Электромонтёр» приняли участия 6 общеобразовательных школ. Все участники викторины получили сертификаты участников, а победители – дипломы.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИАЛЬНЫХ КУРСОВ «Я И ПРОФЕССИЯ» ПРОФЕССИЯ «ЭЛЕКТРОМОНТЁР»

ЦЕЛЬ : Популяризация предметов технического профиля, повышения мотивации школьников к выбору профессии «Электромонтёр»

ЗАДАЧИ :

    Развитие творческих способностей школьников;

    Организация полноценного отдыха, занятости детей,

    Помочь школьникам разобраться в себе, выявить свои допрофессиональные предпочтения, углубить и расширить знания о себе, своих интересах, способностях, возможностях, само реализоваться.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ :

МТО:

    Персональный компьютер,

    Интерактивное оборудование.

    Программное обеспечение

ДО:

    Мультфильм из серии «Навигатум» профессия электромонтёр (Приложение 1)

    Викторина - презентация «Подружись с электричеством» (Приложение 2)

    Викторина – презентация «Электромозг» (Приложение 3)

    Виртуальная лаборатория «Практикум электромонтёра» (Приложение 4)

    Компьютерная игра по электробезопасности «Помоги Антону» (Приложение 5)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

п/п

Этап

Материально- техническое обеспечение

Время

1

Мультфильм из серии «Навигатум» профессия электромонтёр.

3 мин

2

Проверка начальных знаний по электробезопасности

Викторина - презентация «Подружись с электричеством»

2 мин

3

Актуализация значения электричества в быту.

    Загадки

    Электричество в живой природе

    Помоги электромонтёру собраться на работу.

Викторина – презентация «Электромозг»

5 мин

4

Ознакомление с приёмами монтажа светильников в помещении.

15 мин

5

Электробезопасность.

15 мин

6

Подведение итогов. Награждение.

Сертификаты участников викторины. Дипломы I , II и III степени.

5 мин

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

этапа

Работа учителя

Работа ученика

Организационный момент

Психологический настрой. Концентрация внимания школьников посредством беседы.

Ознакомление с профессией «Электромонтёр»

Комментарии при просмотре мультфильма из серии «Навигатор» профессия электромонтёр, ответы на вопросы школьников.

Формируют начальное представление о специфике профессии «Электромонтёр»

Электробезопасность в быту

Викторина – презентация «Электромозг».

Задаёт наводящие вопросы. Оценивает и комментирует варианты ответов.

Отвечают на вопросы викторины.

Виртуальная лаборатория «Практикум электромонтёра»

Монтаж светильников.

Задаёт наводящие вопросы. Оценивает и комментирует варианты ответов.

Определяют необходимый инструмент и оборудование. Определяют последовательность выполнения работ.

Компьютерная игра по электробезопасности «Помоги Антону»

Наблюдает за деятельностью школьников, корректирует ход игры.

Определяют безопасные пути в игре.

Определяют опасность поражения электрическим током.

Подведение итогов. Награждение

Подсчитывает заработанные баллы. Выявляет лидеров викторины.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Список литературы.

    Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2004, стр. 98;

    Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 2008 – 272 стр.;

    Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. Ин-т, 2006 -196 стр.;

    Профессиональная адаптация молодежи”; М.: Издательство Моск. Ун-та, 2009 – 128 стр.

    Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения” / Под ред. Канд. Пед. Наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2012 – 160 стр.;

    Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2009 – 272 стр.;

Тест: п о профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Общее количество вопросов: 70

Вариант 1

Наименование раздела «Общепрофессиональный цикл»

Дисциплина «Техническое черчение»

1. Высота цифры шрифта №5 мм:

Дисциплина «Электротехника»

2. Атом состоит из:

1) протонов и электронов

2) нейтронов и электронов

3) протонов, электронов и нейтронов

4) протонов, электронов и нейтрино

3. Процесс присоединения или потери электронов называется:

1) поляризацией

2) рекомбинацией

3) деполяризацией

4) ионизацией

4. Единица емкости называется:_________________

4) фарад (Ф)

5. В системе СИ единицей силы тока является:

1) ампер (А)

2) вольт (В)

4) кулон (Кл)

6. Сопротивление измеряется в:

1) омах (Ом)

2) вольтах (В)

3) амперах (А)

4) джоулях (Дж)

7. Скорость совершения работы характеризуется:

1) энергией

2) мощностью

4) скоростью

8. Противодействие проводника направленному движению зарядов, т.е. электрическому току, называется:

1) емкостью проводника

2) проводимостью проводника

3) индуктивностью проводника

4) сопротивлением проводника

9. При расчете электрической цепи по правилам Кирхгофа число уравнений по 1 правилу Кирхгофа:

1) на 1 меньше числа электрических узлов

2) на 1 больше числа электрических узлов

3) равно числу электрических узлов

4) равно числу электрических контуров

10. Магнитная индукция измеряется в:

1) вебер (Вб)

2) тесла (Тл)

3) генри (Гн)

4) ампер на метр (А/м)

Дисциплина «Основы технической механики и слесарных работ»

11. На алюминий разметку наносят:

1) чертилкой

3) карандашом

4) шариковой ручкой

12. Инструментом для рубки металла является:

3) напильник

4) молоток

13. Угол заточки зубила для твердых металлов равен:

Дисциплина «Материаловедение»

14. Температура плавления определяют для материалов, имеющих структуру:

1) аморфную

2) кристаллическую

Дисциплина «Охрана труда»

15. При поступлении на работу проводится инструктаж

1)первичный

2)плановый

3)вводный

4)целевой

16. Смертельно опасным для человека считается ток

17. Периодическая проверка знаний по ТБ для электротехнического персонала проводятся

1)1 раз в 6 месяцев

2)1 раз в год

3)1 раз в 2 года

4)1 раз в 3 года

18. К дополнительным средствам защиты от поражения электрическим током в электроустановках до 1000В относятся

1)Диэлектрические перчатки

2)Диэлектрические галоши

3)Указатели напряжения

4)Инструмент с изолирующими рукоятками

19.Плакат в электроустановках «Заземлено» является:

1)Предписывающим

3)Указательным

4)Предупреждающим

20.На рисунке 1 изображено:

1)Трехфазное замыкание на землю и правило перемещения в зоне действия шагового напряжения

2)Распределение электромагнитных полей по поверхности земли равных шагу человека

3)Замыкание на землю и правило перемещения в зоне действия шагового напряжения

4)Обрыв провода воздушной линии (замыкание на землю), освобождение человека от действия электрического тока и правило перемещения в зоне действия шагового напряжения

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

21. Возраст допустимый для самостоятельной работы в электроустановках:

Дисциплина «Основы электроники»

22. Аналоговая электроника - это электронная техника, работающая с:

1) импульсными сигналами

2) непрерывными сигналами

3) отдельными (дискретными) значениями напряжений (токов, частот)

4) звуковыми сигналами

23. Изменение напряжения на сетке электронной лампы триод в +1 В приводит к падению напряжения на выходе на:

1) 50 – 100 В

2) 100 – 150 В

3) 150 – 200 В

4) 200 – 250 В

24. Ионизованный газ является:

1) хорошим проводником

2) плохим проводником

3) полупроводником

4) диэлектриком

25. . Тиристор - это полупроводниковый прибор, имеющий:

1) двухслойную р - п -структуру

2) трехслойную п - р - п -структуру

3) четырехслойную р - п - р - п -структуру

4) пятислойную п - р - п - р - п -структуру

26. Преобразователь постоянного напряжения в переменное напряжение заданной частоты называется:

1) инвертором

2) протектором

3) обратным выпрямителем

4) генератором

27. Приборы, осуществляющие измерения параметров и исследования процессов, протекающих в электрических цепях и устройствах, называют:

1) эталонными приборами

2) образцовыми измерительными приборами

3) базовыми или основными измерительными приборами

4) электронными измерительными приборами.

Дисциплина «Электрические машины»

28. Реакция якоря машины постоянного тока:

1) воздействие МДС обмотки якоря на ЭДС обмотки возбуждения

2) воздействие ЭДС обмотки якоря на ЭДС обмотки возбуждения

3) влияние МДС обмотки якоря на магнитной поле машины

4) влияние магнитного поля на МДС обмотки якоря

29. Якорь машины постоянного тока состоит из…

1) станины и главных полюсов

2) станины, коллектора и сердечника с обмоткой

3) вала, сердечника с обмоткой и коллектора

4) вала, коллектора и станины

30. Активная часть трансформатора – это…

1) магнитопровод

2) магнитопровод с насаженными на его стержни обмотками

3) магнитопровод, обмотки, бак

4) обмотки ввода

31. Установите соответствие понятий с рисунком 2.

Рис. 2

Наименование раздела «Профессиональный цикл»

ПМ 01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций

МДК.01.01.Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ

КГУ Темиртауский технический колледж

Мастер производственного обучения

Панова И.Н.

Профессиональные пробы – путь к осознанному выбору профессии.

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении.

Профессиональная проба в сфере деятельности "Человек-техника" ориентирует учащихся 9 классов на выбор специальностей: электросварщик, слесарь КИПа, электромонтер, токарь широкого профиля. Цель профессиональных проб - формирование у девятиклассников первоначального опыта реализовать свои знания и умения по технически ориентированным предметам в практической деятельности, приближённой к будущей профессии, в рамках технического профиля обучения.Задачи профессиональной пробы.

1.Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.

2.Смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере "Человек-техника".

3.Методом проб выявить интересы учащихся к этому виду практической деятельности.

4.Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности

В ходе профессиональных проб для учащихся:

Даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

Моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

Определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;

Обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В Темиртауском техническомколледже профессиональные пробы проводятся ежегодно по специальностям: электромонтер, электрогазосварщик, слесарь КИПа, токарь широкого профиля. В них участвуют учащиеся всех 30 школ города. Для этого создаётся график проведения, который согласовывается с Городским отделом образования.

Мы хотим рассказать о том, как проводят профессиональные пробы по специальности электромонтер мастера производственного обучения.

1 этап . На первом этапе рассказывается учащимся о способах зачистки проводов, снятия изоляции "чулком" при помощи ручного монтерского инструмента. Обращают внимание учащихся на правильное выполнение технологической операции, использование инструмента по назначению. Несколько раз демонстрируют правильность выполнения операции и показывают готовое изделие, которое используется в дальнейшем в качестве эталонного.

Далее предлагают учащимся выполнить технологическую операцию по зачистке проводов самостоятельно, пользуясь в своей работе плакатом "Зачистка и соединение проводов" и инструкционными картами, которые находятся на рабочих столах учащихся. Во время выполнения задания мастер производственного обучения следит за правильностью выполнения технологической операции, указывает ошибки.

Затем предлагают из зачищенного провода с помощью круглогубцев оформить кольцо. Показывают правильность выполнения операции. Во время выполнения операции учащимися, мастер следит за правильностью выполнения. Если первая операция-зачистка- была выполнена правильно, то по окончании второй операции должно получиться аккуратное кольцо, пригодное для дальнейшего использования..

2 этап. На втором этапе профессиональной пробы предлагают учащимся, использовать знания и умения полученные на первом этапе. Для этого показывают готовое (эталонное) изделие и объясняют порядок выполнения работы. Учащиеся должны, прослушав объяснение и имея перед глазами технологическую карту и готовое изделие, самостоятельно выполнить задание. По окончании работы учащиеся сравнивают получившееся у них изделие с эталонным. На всех этапах работы мастер строго следит за правильностью выполнения технологической операции и соблюдением правил техники безопасности.

В заключении хотелось бы сказать несколько слов о программе профессиональных проб. Благодаря тому, что задание дается поэтапно, учащимся легче понять, чего от него хочет добиться мастер и легче выполнить незнакомое задание, максимально проявив при этом необходимые физические и психологические качества. На каждом этапе учащиеся имеют возможность увидеть результат своего труда, сравнить его с эталонным, после чего логически переходит к следующему этапу. Пройдя все два этапа учащийся видит конечный результат своего труда и оценивает его.