Летние чтения в детской библиотеке. План мероприятий. Отдыхаем с книжкой: летнее чтение. Методические рекомендации Как назвать программу летнего чтения для детей

МБУК Центральная библиотека МР Благоварский район

Программа летнего чтения

«Библиолето- 2015»

В целях организации досуга детей летом, а также стимулирования чтения детей, расширения их читательского кругозора и развития литературно-творческих способностей МБУК ЦБ разработал программу летнего чтения «Библиолето- 2015»

Цель:

Организация досуга детей и подростков в летние каникулы с помощью лучшей детской литературы и формирование нравственно–правовой культуры у юных читателей.

Основные задачи:


  • Привлечь читателей к активному участию в программе летнего чтения «Библиолето-2015» через организацию и проведение массовых мероприятий.

  • Продвигать лучшие современные образцы художественной, познавательной и нравственно-правовой литературы для детей и подростков.

  • Способствовать развитию читательского интереса через индивидуальные и творческие формы работы.

  • Расширить социальное партнерство для поддержки деятельности библиотек по продвижению детского чтения.
Основные принципы реализации программы:

  • "Читаем, думаем, творим!"

  • "Библиотека без границ"

  • "Безопасный отдых"
Организация общерайонных мероприятий:

Основные мероприятия:


  • флэш-акция «Лето! Улица! Библиотека!»

  • фотокомикс «Мы ВЕЗДЕ читаем летом!»

  • Акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»

  • Акция «Селфи с новой книгой»

  • Цикл мероприятий «Книжная дверь в лето и в целый мир»

  • Цикл летних чтений "Солнце на книжной странице"

  • Серия книжных выставок «Летняя карусель»

  • Конкурс «Книжные ″киты″ – летние хиты»

  • Цикл мероприятий «Прекрасней нет земли Благоварской»: к 80- летию района

  • Цикл мероприятий «Страницы книг расскажут о войне»: к 70- летию Великой Победы
"Животные - герои"
(Работа с познавательной и художественной литературой о животных)

В течение всего летнего периода:


  • Буккроссинг "С книжной полки спрыгнул крокодил!"

  • Стендовая информация "Интересное лето - 2015"

  • Медиасалон "Настоящие мультфильмы о настоящих животных!"

  • Цикл мероприятий "Литературный зоопарк"

  • Литературное путешествие «Животные на страницах книг».

  • Презентация Красной книги «Животный мир: загадочный и необычный»

  • Акция «Протяни руку лапам»

Июнь:

Форма

Название

Возраст

Акция (открытие ПЛЧ)

"Хватит скучать, начинай читать!" (По принципу "Чтение на лужайке")

1-8 кл.

Час литературного героя

"Что за прелесть бабушкин кот!" (Образ кота в творчестве А.С. Пушкина. К Пушкинскому дню России)

1-4 кл.

Виртуальная игра–путешествие

"Джунгли зовут!" (К юбилею Р. Киплинга)

5-7 кл.

Кн. выставка-симпатия

"Сто друзей, сто мастей" (Сказки и рассказы о животных)

1-4 кл.

Кн. выставка-отзыв

"О всех созданиях прекрасных и удивительных" (Художественная литература о животных)

5-8 кл.

Книжная выставка–удивление

"Почему так бывает?"

3-8 кл.

Июль:

Литературно–игровой час

Зотов В. Лесная азбука

2-5 кл.

Медиасалон

"Настоящие мультфильмы о настоящих животных!"

1-8 кл.

Август:

Визитная карточка

"Вот оно, какое наше лето!"

1-5 кл.; 6-8 кл.

Выставка творческих работ

"Литературный калейдоскоп"

1-5 кл.; 6-8 кл.

Выставка читательского формуляра

"Знакомьтесь: это Я"

1-4 кл.


Букмистерия "Чудесных книг волшебный мир"

6-8 кл.

Тема: "В стране литературных героев"

В течение всего летнего периода:


  • Литературно–творческая акция "Прочитал сам – поделись с другом"

  • Цикл закладок "Волшебный мир героев книг"

  • Мультсалон "В гостях у сказки"

  • День фантазии «Литературный вернисаж»

  • День вдохновения «Театральный калейдоскоп»

  • Литературный класс «Гусиное перо» (литературное творчество)

  • Конкурса творческих работ «Самая интересная книга лета-2015»

  • Цикл мероприятий к юбилеям писателей «Золотая полка юбиляра»

  • Ведение читательского дневника «Моё книжное лето-2015» в форме смэшбука

  • Конкурс «Открытое письмо любимому герою!»

  • Литературная викторина "Остроты по Остеру"

Июнь:

Форма

Название

Возраст

День открытия ПЛЧ - 2015

"Будем с книгой дружить, будем книгой дорожить"

1-5 кл.

Электронная презентация рекомендательного списка

"Книги "Заветной мечты"

5-8 кл.

Мультсалон

"В гостях у сказки"

1-4 кл.; дошк.

Кн. выставка–знакомство

"У "Самовара" я и мои друзья"

1-4 кл.; дошк.

Кн. выставка–реклама

"Лето с "Заветной мечтой"

5-8 кл.

Июль:

Громкое чтение

Михалков С. Дядя Степа

1-5 кл.

Электронная викторина

"Лучшие друзья "Самовара"

1-5 кл.

Мультсалон

"В гостях у сказки"

1-4 кл.

Август:

Кн. выставка читательского формуляра

"Лето на 5+"

1-8 кл.

Выставка творчества

"Кто читал, что видал, на бумаге рисовал"

1-8 кл.

Участие в районном празднике закрытия ПЛЧ


1-8 кл.

"Союз кино, игры и книги"
(Лучшая детская литература в экранизации)

В течение всего летнего периода:


  • Викторина на дому "Пикник на обочине"

  • Цикл читательских рекомендаций "Советы для суперлета"

  • Выставка-просмотр "Из книги на экран: лучшее"

  • Анкетирование "Моя любимая книга в кино"

  • Цикл мероприятий «ЧИТАЙ, ИГРАЯ. ОТДЫХАЙ, ТВОРИ!»

  • Мульт- викторина «Музыкальное кино»

  • Тематические игры «Следопыт»

  • Литературная игра «Следствие ведут…»

  • Литературное казино «Денежный вопрос»

  • Презентация игры «Умники и умницы» по феерии А.Грина «Алые паруса»

Июнь:

Форма

Название

Возраст

Праздник открытия ПЛЧ

"Летние радости"

1-9 кл.

Видео-викторина по экранизациям лучших детских книг

"Любимая книга в кино"

1-9 кл.

Веселые флеш-минутки

"Смешарики - онлайн"

3-5 кл.

Представление новой книги

1-6 кл.

Час обсуждения видеоклипов

"Мое королевство"

6-8 кл.

Раздача информационно-рекламных библиофлаеров

"Ура! Каникулы!"

1-9 кл.

Июль:

День периодики

"О кино и книге"

1-9 кл.

Выставка – представление тематической рубрики журнала

"Почитай, поиграй, посмотри!"

6-9 кл.

Выставка – представление тематической рубрики

"Любимчики" (любимые детские книги и фильмы)

3-7 кл.

Журнальный ералаш

"Смотрим и читаем" (советы знатоков: читателей и библиотекарей)

5-7 кл.

Интернет–обозрение электронных версий детских журналов

"Полет в неизвестность"

5-7 кл.

Представление рекомендательного списка

"Все читали и смотрели! А ты?"

5-7 кл.

Август:

Медиапрезентация по итогам анкетирования

"Знай, все победят только лишь честь и свобода"

3-9 кл.

Стендовая выставка творческих работ читателей

"Вот оно какое, наше лето!.."

1-9 кл.

Участие в районном празднике закрытия ПЛЧ

Букмистерия "Чудесных книг волшебный мир" (представления своей визитной карточки)

1-9 кл.

"Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем"
(Мир живой природы в детской литературе)

В течение всего летнего периода:


  • Литературно-творческий конкурс "Разноцветная палитра живой природы"

  • Летняя эко-лаборатория "Мы - следопыты!"

  • Цикл литературных игр "Литературная перепутаница"

  • Цикл настольных игр "Веселая страна"

  • Цикл книжных выставок "Природа – муза вдохновения"

  • Цикл мероприятий «Дети - друзья природы»

  • Экологический книгомаршрут «Сказки библиотечного леса»

  • Громкие чтения «Коллекция экологических сказок»

Июнь:

Форма

Название

Возраст

Праздник открытия ПЛЧ

"Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето"

1-9 кл.

Конкурс

"Я рисую на асфальте"

1-9 кл.

Медиа-обзор

"Прекрасен мир живой природы"

1-9 кл.

Игра-соревнование

"Пешеходная академия дорожных наук"

1-9 кл.

Книжная выставка–приглашение

"В гости ждет тебя природа!"

5-9 кл.

Книжная выставка–представление

"Сколько красок! Сколько света! Замечательное лето!"

1-5 кл.

День чудес с Пушкиным. Кн. выставка–творческий портрет

"Мы с Пушкиным знакомы с детства"

1-6 кл.

Литературная игра-путешествие

"Мой Пушкин"

1-6 кл.

Мульт-парад

"Сказки Лукоморья"

1-6 кл.

Июль:

Рейтинг–опрос

"Лидер лета"

5-9 кл.

Чтение с комментариями

В. Бианки "Приключения Муравьишки", "Мышонок Пик"

3-4 кл.

Кн. выставка–панорама

"Природа в поэзии, музыке, живописи"

6-9 кл.

Кн. выставка-галерея

"Природа в картинах русских художников"

1-5 кл.

Август:

Портфолио победителя ПЛЧ

"Лучший следопыт"

1-9 кл.

Рейтинг–афиша

"Чемпион чтения"

1-9 кл.

Кн. выставка-хобби

"Красота живет повсюду, важно только верить в чудо"

1-6 кл.

Кн. выставка-творчество

"Мудрость природы: детский взгляд"

1-9 кл.

Участие в районном празднике закрытия ПЛЧ

Букмистерия "Чудесных книг волшебный мир" (представление своей визитной карточки)

1-9 кл.

"Книги–юбиляры - 2015"

В течение летнего периода:


  • Цикл закладок по книгам-юбилярам – 2015 "Книжная сокровищница"

  • Видеосалон "Книжная гостиная"

  • Выставка–творчество "Мы все из книжек в вам пришли"

  • Тематические книжные выставки «Литературная палитра писателей-юбиляров»

  • Стендовые презентации «Путешествие по литературным созвездиям», «Литературные юбилеи»;

  • - литературно-музыкальная гостиная «День литературных юбилеев»

  • - литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»

  • литературные мозаики, литературные загадки, шанс-викторины, экспресс-викторины, библио-лото «На повестке дня юбиляры 2015 года», «Юбилейно-литературное ассорти»

  • Цикл мероприятий «Жизнь замечательных больших детей»:Детские писатели- юбиляры 2015 года

Июнь:

Форма

Название

Возраст

Литературная игра (Открытие ПЛЧ)

"Парад любимых героев"

1-5 кл.

Книжная выставка–чествование

"Юбилейный пьедестал"

1-9 кл.

Июль:

Цикл книжных закладок по книгам-юбилярам

"Книжная сокровищница"

1-5 кл.

Август:

Блиц-опрос

"Моя любимая книга лета"

1-9 кл.

Выставка-творчество

"Мы из книжек к вам пришли"

1-5 кл.

Информационно-библиографическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение программы:

Аналитическая деятельность:


май

Разработка районной программы летнего чтения "Библиолето»

май

Разработка положения о конкурсе рекламы книги-юбиляра – 2015 "Дарите чтение друг другу"

май

Составление информ-релиза по ПЛЧ "Лето у книжной полки"

август

Подведение итогов районного творческого конкурса рекламы книги–юбиляра – 2015 года "Дарите чтение друг другу"

август

Отбор и издание лучших литературно-творческих работ участников Программы летнего чтения

август

Выявление лучших участников районной ПЛЧ – 2015 среди читателей

август

Анализ деятельности всех библиотечных подразделений по реализации ПЛЧ

август

Подведение итогов по реализации программы и рекомендации по дальнейшей деятельности

август

Пресс-релиз по итогам программы

сентябрь

Распространение инновационного опыта работы библиотек по программе летнего чтения – 2015 г.

август

Разработка сценария заключительного праздника - Букмистерия "Чудесных книг волшебный мир"

Освещение работы библиотек в средствах массовой информации и на сайте МБУК ЦБ

Разработка рекламной продукции:

май

Афиши, рекламные плакаты, объявления (об условиях участия в летней программе)

июнь-июль

Памятки, рекламы книг

август

Приглашения, дипломы (для награждения на заключительном празднике)

Материально-техническое обеспечение программы.

  • Пополнение фонда детских библиотек лучшей литературой для детей

  • Обеспечение наглядного оформления библиотек

12. Паспорт программы:

Наименование программы

"Библиолето-2015"

Дата принятия решения о разработке программы

20 марта 2015 года

Цель программы

Организация досуга детей и подростков в летние каникулы с помощью лучшей детской литературы и формирование нравственно–правовой культуры у юных читателей

Исполнители программы

Детская библиотека и сельские библиотеки- филиалы; социальные партнеры

Сроки реализации программы

июнь–август 2015 г.

Ожидаемые результаты

Пополнение фонда качественной детской литературой, повышение статистических показателей, создание позитивного образа современной библиотеки.

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, привить любовь к книге.

Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать летний отдых.

Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние программы . Они включают в себя:

· привлечение детей и подростков в библиотеку,

·организацию их летнего досуга;

·развитие интеллекта школьника через игру и книгу;

·совместное творчество детей и их родителей

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ , по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».



Эти программы интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.

Мероприятия следует проводить как с организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.


Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.

Можно предложить читателям и такую игру: «Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в летней программе «Робинзон – 2012» . В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде буклета.

Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным темам.

Помимо программной, можно предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно познакомиться на красочно оформленных выставках:

- «Секреты летнего чтения»

-«Лето – это маленькая жизнь»

-«Король – оранжевое лето»

Непременные атрибутами этих выставок могут быть закладки, памятки, рекомендательные аннотированные списки литературы.

Особой популярностью пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.


Несмотря на подвижные летние забавы, ребятам можно предложить с увлечением посещать занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости» , которые открываются в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое внимание необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.

Для любителей интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.

Многие библиотеки могут активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов, организовать показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.

Интересна такая форма работы, как организация летнего читального зала. Целью этой работы является продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят можно пригласить в стены «книжного царства», где их знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря», «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно привлечь детей к редактированию каталогов и картотек.

Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:

Экологическое воспитание

Краеведение

Нравственно-эстетическое воспитание

Привитие интереса к чтению

Творческое развитие детей

Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании.Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Экологическое воспитание

Его цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов: Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.

Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием могут принимать участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.

Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят мероприятия с выходом на природу:

·«Мы идем в поход» - экологическая игра

Можно организовать «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от мусора.

Неизменным успехом у детей и подростков пользуется игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений» , День здоровья , на котором составляется «Дерево здоровых привычек» , заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».

Неизменный интерес вызывает литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.

Краеведение

Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой» . Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:

·«Наш общий друг – природа» (природа, экология края)

·«Писатели и поэты родного края»

·«По родной сторонке»

В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:

· «Родная улица моя» - познавательный час,

·«Край чудес» - краеведческая игра-викторина,

·«Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие.

Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общем библиотечном празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.

Нравственно-эстетическое воспитание, привитие интереса к чтению

Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.

Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом. «Необыкновенные приключения»: литературная викторина

Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки проводят блицтурниры, литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великого поэта.

«Литературная беседка» - под таким названием можно организовать программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развить фантазию, приобрести навыки общения.

Подобные мероприятия имеют не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.

Библиотеки могут организовать целый город со своей «Площадью развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка », сочинений «Любимая книга моей семьи».

Творческая и плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает их престиж в обществе. С уверенностью можно сказать, что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.

http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4

Программа летних чтений в детской библиотеке

Разработка может быть использована в детских библиотеках, пришкольных лагерях. Для младшего и среднего школьного возраста
1. Описание деятельности учреждения
Основная цель отдела по работе с детьми – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги. Одной из приоритетных задач является формирование библиотеки как информационного центра, способного дать пользователю необходимую информацию в удобной и доступной для него форме, развить его информационную и читательскую культуру.
В библиотеке обслуживаются читатели разных возрастных групп: дошкольники, школьники, родители и педагоги. Фонд библиотеки состоит из художественной литературы и периодических изданий, книг по всем отраслям знаний, энциклопедий и словарей. Пользователи могут не только взять книги, но и принять участие в различных мероприятиях. Библиотека выписывает периодические издания как для детей, так и для руководителей детским чтением.

Основные направления деятельности : краеведение, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, информационная поддержка школьного образования, работа по приобщению детей и подростков к чтению лучших образцов художественной литературы, работа по воспитанию экологической культуры детей и подростков
В библиотеке действуют клубы и кружки по интересам:
- Экологический клуб «Экологические тропинки»,
- Литературный клуб «Книголюб»,
- Историко-краеведческий «Юный краевед»,
- Клуб молодых семей Бутурлинского района,
- кружок декоративно-прикладного творчества «Кудесники».
Отдел по работе с детьми является методическим центром для сельских библиотек района по вопросам работы с читателями-детьми.
Отдел по работе с детьми сотрудничает со школами района, с 4 детскими дошкольными учреждениями, с управлением образования, комиссией по делам несовершеннолетних, газетой «Бутурлинская правда», с историко-краеведческим музеем, «Центром социальной помощи семье и детям Бутурлинского райцона».
Созданный на базе отдела по работе с детьми информационно- компьютерный центр «Детство», стал большим помощником в поиске информации.

2. Актуальность программы
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры.
В наш компьтезированный информационный век дети и подростки очень мало времени проводят с книгой. Начиная с подросткового возраста и до окончания школы у ребят преобладает «деловое чтение» и почти исчезает «досуговое». Наблюдая за читателями в библиотеки мы видим, что очень многие ограничиваются только чтением журналов, «ужастиков», детективов. Интерес к настоящей художественной книге в последние годы падает.
Другой не менее важной проблемой является то, что дети не умеют правильно распорядиться своим свободным временем, не умеют организовать свой досуг.
Наша детская библиотека несколько лет работает по программе летних чтений. В этом году она носит название «Литературные странствия» и включает в себя работу по привлечению детей в библиотеку, организацию их летнего досуга через игру и книгу, тесное общение маленького читателя с библиотекарем. Разнообразные формы работы с детьми в детской библиотеке, индивидуальные и массовые, способны организовать досуг детей, создать условия для свободного развития личности ребенка, развития творческих способностей детей.
Тема и направление летней прогулочной группы выбрана неспроста – 2015 год является годом Литературы. В течение нескольких месяцев среди детей 7-10 лет проводился опрос, в результате которого выявили самое интересное произведение («Приключение Незнайки») и самого запоминающегося литературного героя (Незнайка).

3. Цель программы
Формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время;

Задачи:
Привлечь читателей к активному участию в летней программе «Литературные странствия»;
Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения детей и подростков с помощью книг;
Развитие читательского вкуса, привычки к чтению;

Привлечение новых читателей во время летних каникул;
Развитие творческих способностей детей.

Целевая аудитория: Неорганизованные читатели 7 – 14 лет, социально-незащищенные группы детского населения.
Сроки реализации: с 06 по 26 июля 2015 года
Социальные партнеры: Историко-краеведческий музей, районный Дом культуры, газета «Бутурлинская жизнь»

4. Этапы программы
I этап: подготовительный – (май-июнь)
Индивидуальное и групповое информирование детей и руководителей детского чтения
Оформление рекламного плаката «Литературные каникулы – 2015»
Оформление рекламной листовки «Путешествуй вместе с нами»


Информация на сайте МКУК «Бутурлинская МЦБС»
Организация книжной выставки «Литературные странствия»


Подготовка маршрутных листов
Оформление библиотеки

II этап: основной (июль)
Реализация программы летних чтений «Литературные странствия»

III этап: заключительный (июль- август)
Подведение итогов программы, составление отчета по реализации проекта; оформление фотовыставки «Мы везде читаем летом», проведение праздника читательских удовольствий «Нам все это подарило лето».
5.Содержание программы
Летом детская библиотека становится своеобразным центром досуга и творчества. Организация досуга – одна из основных задач летнего проекта. Именно поэтому форма организации досуга должна быть построена так, чтобы дети с удовольствием приняли в ней участие.
Не всегда есть возможность куда-то поехать, но всегда можно прийти в библиотеку и открыть для себя мир странствий, найти клад и обрести новых верных друзей. Программа «Литературные странствия» поможет провести время интересно и с пользой. Ребята отправятся в увлекательное путешествие с Незнайкой и его друзьями.
Путешествие будет проходить по маршрутным листам, с остановками:
Солнечный город
Цветочный город
Город друзей
В путешествие ребят ежедневно будет сопровождать Незнайка, который будет выступать в роли помощника. На каждой остановке Незнайку и ребят будут ждать другие персонажи из книг Н.Носова «Приключения Незнайки» - Ромашка, Тюбик, Пончик, Пилюлькин и Знайка. Ромашка будет предлагать ребятам принять участие в мероприятиях, посвящённых цветам. Знайка предложит ребятам показать свои знания по книгам Н.Носова «Приключения Незнайки» и другим книгам. Пилюлькин выступит в роли доктора и предложит ребятам совершить путешествие в страну здоровья. Пончик – большой любитель хорошо покушать – предложит ребятам «вкусные» мероприятия. А Тюбик – великий художник Цветочного города – предложит показать свои умения в художественном творчестве и посвятит ребят в художники.
Кроме мероприятий ежедневно будут проводиться громкие читки книги Н.Носова «Приключение Незнайки». Читать будут как библиотекари, так и сами дети. Так же ребята смогут принять участие в мастер-классах и научиться различным техникам декоративно-прикладного творчества:
торцевание,
айрис-фолдинг,
цумами-казанши,
свит-дизайн
объёмная аппликация,
квиллинг,
простое и модульное оригами,
скрапбуккинг
поделки из солёного теста
бисероплетение

На протяжении всей прогулочной группы ребята вместе с библиотекарями будут вести «Путеводный дневник Незнайки». Каждая страничка будет отражать наиболее яркие моменты дня, по мнению ребят. Дневник будет оформлен в технике скрапбуккинг.
Заключением летней прогулочной группы будет квест-игра «Приключение Незнайки и его друзей», в которой ребята должны будут справиться с заданиями Незнайки и его друзей и обобщить полученные знания во время летней прогулочной группы.

Оформление:
Читальный зал библиотеки будет разбит на зоны:
1. Уголок творчества «Мастерская Тюбика» - здесь будут раскраски, бумага, карандаши и краски. Ребята смогут самостоятельно порисовать или поразукрашивать;


2. Игровая зона «Игротека» - ребята смогут поиграть в различные настольные игры;


3. Зона для отдыха и чтения «Читалочка» - рядом с диваном будет расположена книжная выставка;


4. Зона для просмотра мультфильмов и фильмов «Кинозал Незнайки» - будут стоять стулья, проектор и экран. Ребятам будет предложено кино-меню, в которое будут входить мультфильмы «Приключение Незнайки» и советские мультфильмы.


На стене в читальном зале будет оформлен информационный стенд «Цветочная поляна». Здесь будет расположена вся информация для ребят по прогулочной группе и маршрут путешествия. Внизу будут расти цветы – по количеству детей, принимавших участие в проекте. Над цветами ребята будут располагать бабочек и пчёл, по количеству прочитанных книг или журналов в стенах библиотеки. Одна прочитанная книга будет соответствовать одной бабочке, а один журнал – одной пчеле. Так в конце прогулочной группы можно будет визуально увидеть количество прочитанных книг и журналов в стенах библиотеки.
Вверху информационного стенда будет размещено солнце. По истечению дня ребята, которым понравился проведённый день в библиотеке, будут оставлять у солнышка лучик, если день прошёл скучно, то ребята будут размещать около солнца тучки.


От входа в библиотеку до читального зала будут размещены фигуры главных персонажей литературного путешествия – Незнайки и его друзей.

Для стимулирования читательской активности и поощрения активных участников будет действовать литературная денежная единица – «сантик». В конце путешествия дети смогут обменять свои «сантики» на «Незнайкиной ярмарке» на канцелярские принадлежности, а самые активные – на книги. «Сантики» будут номиналом от 1 до 10 единиц, и будут вручаться ребятам за активное участие, за прочитанные книги, за хорошие познания в области литературы, за творческие успехи.

На абонементе библиотеки будет представлена выставка-рекомендация «Литературные странствия» с импровизированным макетом корабля, на лодке которого будет представлен хит- парад активных участников летних чтений. Свои отзывы об участии в проекте читатели будут оставлять в «Книге отзывов».


Выставка-рекомендация будет работать до конца августа.
Вместе с проектом летних чтений стартует конкурс «Солнечная поляна летнего чтения». Ребята, прочитавшие три книги, будут получать «солнечные цветы» на свой читательский формуляр. Наиболее активные читатели, набравшие больше всех «солнечных цветов» получат приз – книгу. Конкурс будет проходить до конца августа.

Конкурс «Солнечная поляна летнего чтения» и выставка «Литературные странствия» завершатся праздником читательских удовольствий «Нам все это подарило лето». Частью праздника станет фотовыставка «Мы везде читаем летом». Фотографии будут представлены как участниками летней прогулочной группы, так и активными читателями библиотеки.

6. Ожидаемые результаты:
- увеличение количества новых читателей;
- активизация чтения детей;
- организация досуга детей во время летних каникул;
- повышение рейтинга книги в досуге детей и подростков через реализацию творческих способностей.
План мероприятий
№ Мероприятие Дата проведения
Солнечный город
1. Турнир книгочеев «Книжная карусель» (Знайка)
(знакомство с работой прогулочной группы, интеллектуальное соревнование читателей)
Мастер-класс «Торцевание» (создание аппликации в технике торцевания, персонажи из книги «Приключение Незнайки» 06 июля
2. Конкурсно-игровая программа «Живая аптека» (Пилюлькин)
(мероприятие по лекарственным растениям, произрастающим в нашем крае)
Мастер-класс «Торцевание» (создание аппликации в технике торцевания, персонажи из книги «Приключение Незнайки» 07 июля
3. Акция «Ромашка счастья» (ко Дню любви семьи и верности) (Ромашка)
Мастер-класс «Оригами» (ромашка в технике оригами) 08 июля
4. Игровая программа «Пир для сладкоежек» (Пончик)
(мероприятие с использованием сладостей, поздравление летних именинников)
Мастер-класс «Свит-дизайн» (создание букета из упаковочного материала и конфет) 09 июля
5. Познавательно-игровое занятие «Краски лета» (Тюбик)
(мероприятие, в котором дети должны будут проявить свои творческие качества и научатся новым техникам рисования)
Мастер-класс «Айрис-фолдинг» (заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками) 10 июля
Цветочный город
6. Конкурсная программа «Шоколадные фантазии» (Пончик)
(к всемирному Дню шоколада)
(летняя композиция) 13 июля
7. Игровая программа «Незнайка в шумном городе» (Знайка)
(мероприятие по правилам дорожного движения)
Мастер-класс «Объёмная аппликация» (летняя композиция) 14июля
8. Литературные посиделки « Вальс цветов» (Ромашка)
(обобщение и расширение знаний о цветах, подготовка к празднику цветов)
Мастер-класс «Цумами-казанши» (цветок из лент) 15 июля
9. Игровая программа «Летний марафон» (Пилюлькин)
(мероприятие по здоровому образу жизни – спортивные соревнования и викторина)
Мастер-класс «Квиллинг» (летняя композиция) 16 июля
10. Праздник «В королевстве шахмат» (Тюбик)
(к международному Дню шахмат)
Мастер-класс «Квиллинг» (летняя композиция) 17 июля
Город друзей
11. Праздник цветов «Цветочная феерия» (Ромашка)
(обобщение и расширение знаний о цветах, каждый ребёнок выберет свой цветок и презентует его)
(тюльпан из модулей) 20 июля
12. Конкурсно-игровая программа «Кулинарный поединок» (Пончик)
(Пончик предложит детям показать свои умения и навыки в кулинарии)
Мастер-класс «Модульное оригами» (тюльпан из модулей) 21 июля
13. Игра «Сто к одному» (Знайка)
(игра по литературным произведениям)
Мастер-класс «Поделки из солёного теста» (летняя композиция) 22 июля
14. Спортивный праздник «Незнайкина эстафета» (Пилюлькин)
(спортивная эстафета и соревнования)
Мастер-класс «Бисероплетение» (насекомые из бисера) 23 июля
15. Квест-игра «Приключение Незнайки и его друзей»
(игра по станциям, где детей будут ждать персонажи из книги Носова «Приключение Незнайки». Задания по данной книге и другим детским поизведениям)
«Незнайкина ярмарка»
(дети смогут обменять заработанные «сантики» на канц.товары. Подведение итогов прогулочной группы) 24 июля

Режим дня
13.00 - 13.20 Сбор детей. Игровая деятельность (игровая зона, уголок творчества, зона отдыха и чтения, кинозона)
13.20 - 14.10 Проведение мероприятия
14.10 – 14.45 Мастер-класс
14.45 – 15.00 Громкие читки «Вслух.ru»
Слайд шоу - отчёт о прогулочной группе