Творческая работа «Художественное выпиливание лобзиком. Домашние ремесла Домашние ремесла чертежи

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Верхнетуринский механический техникум»

Творческая работа

« Художественное выпиливание лобзиком »

номинация « Творческая личность »

Выполнил студент гр.14 Булдаков Владислав

Руководитель:Хисамутдинова В.И.

2016 г

Содержание

Введение 3

1.Художественная обработка древесины лобзиком 5

  1. Исторический очерк художественной обработки древесины 6

    Подготовка материала и инструмента 8

    Подготовка материала и инструмента 10

    Основные правила работы с электролобзиком 13

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Если отложить в сторону смартфон или выпустить на время из рук компьютерную мышку, окажется, что, кроме информационных технологий, в мире есть еще масса увлекательных занятий, которые не только разнообразят проведение свободного времени, но и приносят ощутимую пользу. Мода на изделия ручной работы в домашнем интерьере возродила тягу к множеству забытых технологий, одной из которых является выпиливание поделок лобзиком. Эта кропотливая работа, требующая большого терпения и точности, позволяет мастерить уникальные вещи из простого материала. Поделки из дерева, сделанные своими руками, будут радовать взгляд всей семьи и привнесут в атмосферу дома доброту и тепло .

Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В странах, богатых лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства умеют и мастера разных стран. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу (иву, черемуху).

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает художественное выпиливание лобзиком. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, резьба лобзиком развивалась параллельно с точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Выпиливание лобзиком — вид художественной обработки древесины. Древесина - доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Начинающему любителю художественного выпиливания необходимо знать, что фанера является тем материалом, с которого желательно начинать обучение ремеслу. На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей.

Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы Домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву

Художественное выпиливание лобзиком я выбрал темой моей работы. Актуальность темы выражается в том, что процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое; внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии или выдумке, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почетном месте. В последнее время так же вырос спрос общества к изделиям ручной работы или собственноручно оформленными.

Так же моя тема актуальна и для разностороннего творческого развития учащихся на уроках технологии.

Целью моей работы является освоение техники художественной резьбы лобзиком при изготовлении резной вазы.

Задачи исследования:

Сбор информации по художественной обработке древесины и художественной резьбе лобзиком;

Изучить материалы, инструменты, способы обработки древесины и виды художественной резьбы по древесине;

Освоение технологии в процессе изготовления резной вазы.

Объект исследования - технология художественного выпиливания лобзиком.

Предмет исследования - технология изготовления резных изделий.

Этапы исследования моей работы:

Теоретический этап - определение материалов, инструментов, способов обработки древесины, видов резьбы по дереву.

Практический этап - на основе теоретических знаний изготовить изделия, с применением описанных операций по обработке древесины.

1Художественная обработка древесины лобзиком .

Художественное выпиливание из дерева — один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт.

Дети и взрослые с большим увлечением занимаются художественным выпиливанием, изготовляя различные поделки, которыми украшают свой быт,. Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами. Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиливаемых лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием. В рисунках изготовляемых предметов могут быть использованы узоры и рисунки народных мастеров, мотивы из прошлого народа, народных сказок, а также тематические рисунки с отображением событий и дел настоящего времени.
Научиться выпиливать из дерева не представляет особой сложности. Выпиливанием занимаются не только дети, а также и взрослые. Для многих это занятие является культурным развлечением в свободное время, заполняет досуг, и каждый выпиливающий, изготовив ту или иную вещь, получает внутреннее удовлетворение.
Сперва следует изготовлять предметы по рисункам, которые предлагаются специальными альбомами для выпиливания, в дальнейшем вы сможете проявлять самостоятельную изобретательность в составлении рисунка и изготовлении нужных для вас вещей. Выпиливанием можно изготовить самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы, вазочки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.

  1. Исторический очерк художественной обработки древесины

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи”

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.

Электрический лобзик необходим в любом хозяйстве. С помощью этого универсального инструмента можно выпиливать различные затейливые фигуры на плоских поверхностях из дерева, фанеры, стали, пластика, оргстекла, камня и даже гипсокартона. Используя электролобзик, можно придать самодельному столу красивую овальную форму, фигурно разрезать лист стали, выполнить аккуратные отверстия в любом материале, распилить древесину, сделать пропилы любой формы и сложности. Электролобзик незаменим в работе мебельного мастера, столяра, гипсокартонщика и любого человека, который любит изготавливать вещи для дома и дачи своими руками.

Еще до недавнего времени в хозяйствах у домашних умельцев преобладали ручные лобзики. Для работы с ними требовалось много времени и сил. Сегодня простые инструменты постепенно вытесняются их электрическими собратьями, благодаря которым распил поверхностей любой прочности превратился в минутное дело.

Максимальная толщина материалов, с которой может справиться электролобзик, составляет 65 мм.

Предметы с резными вставками или целиком выполненные из выпиленных элементов могут украсить собой не только домашний интерьер, но и облик дачного или садового участка .

  1. Подготовка материала и инструмента

В качестве основного инструмента используют лобзик - очень тонкую пилочку, позволяющую производить филигранные отверстия в полотне. Для профессиональных мастеров существует специальная модель художественного назначения, но обычный электрический инструмент вполне подойдет для выполнения крупных деталей, а мелкие элементы можно создать и ручной пилкой. Кроме этих устройств, в предстоящем создании поделки из дерева понадобятся:

запас пилок с острыми зубчиками;

дрель для просверливания стартовых отверстий;

острое шило для нанесения контура распила;

напильник и наждачная бумага нескольких видов;

линейка, угольник;

циркуль для переноса размеров с рисунка на материал;

тиски или струбцина;

клей ПВА;

краска или лак.

Фанеру нужно обработать наждачной бумагой, применяя сначала крупнозернистую шкурку, а потом мелкую. Выбранный для поделки из дерева узор распечатывают на бумажном листе. Перенести его на фанеру можно 2-мя способами. 1-ый заключается в использовании копировальной бумаги, через которую схема переносится на нужное место. 2-ой метод несколько сложнее, но хорош тем, что не оставляет на материале неопрятных следов от копирки. Чертеж накладывают на деталь лицевой стороной вверх и острым шилом продавливают основные точки схемы, затем соединяя их, прочерчивая линии на поверхности этим же инструментом и используя линейку.

Процесс выпиливания будет более удобно производить за столом или верстаком, столешница которых находится выше уровня пояса. Заготовку надежно зажимают в тисках или фиксируют к рабочему столу струбциной. Если это первый опыт обращения с инструментом или его последнее использование было достаточно давно, лучше сделать несколько пробных пропилов на ненужном кусочке фанеры. Выполнение сквозных отверстий начинают с просверливания тонким сверлом небольшой дырочки, в которую затем вставляют лобзик. После того как изготовление всех элементов детали завершено, ее края зачищают напильником и проводят окончательную обработку тонкой наждачной бумагой. В готовую конструкцию все части собирают клеевым способом, при необходимости закрепляя в нужных местах саморезами. Завершает работу окраска изделия или его покрытие несколькими слоями лака.

Вырезанные фигурки зверей, смешные мультипликационные персонажи, раскрашенные яркими красками и размещенные среди зелени, сделают пейзаж оригинальным и свежим.

Несложные конструкции цветочных вазонов, скворечник, кормушки для птиц или почтовый ящик - умелые руки мастера в состоянии придать всем этим поделкам волшебную красоту.

В сочетании с этими вещами люстра и светильники, абажуры которых собраны из выпиленных лобзиком элементов, создадут гармоничный дизайн в помещении. Подставки под горячее, тарелка для хлеба, смешные магнитики на холодильник - стоит только оглянуться вокруг, и масса идей не даст мастеровитым рукам оставаться без дела.

А если собственноручно изготовить маленькие фигурки, покрыть их светящейся краской и повесить на новогоднюю елку, это будет самым красивым и незабываемым украшением праздника.

Из фанеры можно сделать много интересных функциональных украшений для дачи. Это могут быть: Забавные фигурки; Контейнеры для цветов; Почтовые ящики; Кормушки для птиц; Декоративные заборчики. Вариантов фигурок из фанеры великое множество, и каждый из них отличается оригинальностью и выразительностью.

Карандашница - подставка для ручек и карандашей пригодится и взрослым, занятым офисным трудом и, особенно, детям, учащимся в школе. Поставьте на стол карандашницу и там всегда будет порядок: попользовался карандашом, кисточкой или авторучкой и поставил их на место. Ничего не валяется, не теряется и грифель у карандашей не ломается.
Конечно, можно купить в магазине какой-нибудь дешевенький пластмассовый органайзер китайского производства, где предусмотрено место и для карандашей и для всякой другой канцелярской мелочи, но ведь гораздо уютней станет в комнате, если на рабочем столе будет стоять красивая, нарядная карандашница, сделанная своими руками, по своему собственному проекту; эксклюзивная, такая, какой нет больше ни у кого, сделанная в соответствии со своими предпочтениями и вкусами.
Мне, например, нравится работать с деревом и и я люблю, чтобы меня окружали предметы из дерева, сделанные своими руками. А второе, что я очень люблю, - это рыбалка.

Вот и карандашница у меня на столе тоже деревянная, сделана из березы. На деревянной подставке размещен вазочка под карандаши и небольшая шкатулка для прочих принадлежностей. На крышке шкатулочки я разместил маленькую резную рыбку, наподобие тех, что я делаю более крупного размера.
Возможны и другие варианты самодельных карандашниц . Подсмотрел их в Интернете и сделал сам из дерева для того, чтобы подарить родственникам. Вот, например, такая карандашница:

Мне понравилась здесь простота изготовления: вырезал электролобзиком детали, нарисовав их прямо на доске и склеил жидкими гвоздями. От себя к тому, что взял из Интернета, тут добавил только "блюдечко", на которое можно положить скрепки, кнопки, ластик, точилку для карандашей...

1.3 Последовательность обработки

При выпиливании следят, чтобы пилочка двигалась равномерно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью приблизительно 60...80 двойных движений в минуту. Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях. Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вершине (рис. а), а внешние - вдоль стороны угла от его вершины (рис. , б). В этом случае не нужно изменять направление пиления, а угол будет выпилен достаточно четко. Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние - с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке

Зазор между линией разметки и пропилом не должен превышать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут служить границами обработки детали напильником. При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры. При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней необходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила. В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненужной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное скалывание нижних слоев древесины.

Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачиванием. Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противоположной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия. После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении (см. рис.) и открутить гайку верхнего зажима. Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное отверстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.

Мелкие работы осуществляют в круглом отверстии столика

Основные понятия

Ажурное выпиливание - искусное выпиливание изделия, содержащего много сложных контуров.

Дефект - недостаток, изъян.

Полость - ничем не заполненное пространство.

Трафарет - сетка для быстрого воссоздания контура рисунка





1.4 Основные правила работы с электролобзиком

Схема выпиливания лобзиком.

Включенный в сеть электролобзик во время соприкосновения с обрабатываемой основой создает сильную вибрацию, поэтому любую заготовку, которой нужно придать форму с помощью этого инструмента, необходимо надежно закрепить на рабочей поверхности струбцинами.

От работающего инструмента в разные стороны летят опилки и пыль, поэтому, прежде чем включать электролобзик в сеть, мастеру следует надеть защитные очки и перчатки.

Не рекомендуется сильно прижимать работающий лобзик к заготовке. От чрезмерного давления происходит нагревание полотна агрегата, а это может привести к его преждевременной поломке. Если без дополнительного давления лобзик не может свободно продвигаться, значит, его пила затупилась и ее следует заменить.

Для прямых и длинных пропилов удобнее всего использовать широкое полотно - в этом случае пилка регулирует направление электроинструмента и делает разрез более ровным.

Деталь, на которой следует сделать распил, желательно располагать на рабочей поверхности изнаночной стороной вверх, так как срез по лицевой стороне обычно получается более гладким, без сколов и неровностей.

При разрезании тонкого металлического листа под него рекомендуется подложить кусок фанеры. Пилят такой материал, используя малую подачу, - это позволит избежать вибрации и добиться прямых разрезов.

Делать резы нужно не строго по разметкам, а рядом с ними. В этом случае линии получатся более ровными.

Если электролобзик используется в режиме малых оборотов, тогда его мотор испытывает сильную нагрузку.

Пилки, предназначенные для электролобзика, следует как можно чаще менять. При длительном использовании они тупятся и делают неаккуратные сколотые срезы.

При работе с твердыми материалами (оргстеклом, различными сплавами металлов) полотно инструмента обязательно нужно смочить водой, а после работы его необходимо смазать машинным маслом.

При распиле древесины лобзик следует продвигать поперек волокон, иначе полученный край получится неровным. Если же поперечный срез сделать невозможно, тогда есть смысл включить маятниковый режим, при котором пила не будет уходить в сторону.

Заключение

В моей работе представлено изготовление изделий, которую могут выполнить ребята в возрасте от 12 до 19 лет. Выполненная мной работа не является обязательной к выполнению. Можно придумывать что-то свое, переработать, подобрать свой рисунок. Изделия из древесины, и сама древесина дают нам большой кругозор воплощения нашей фантазии и творчества при изготовлении различных изделий. Фантазия плюс творчество и труд - и красивая вещь в вашем интерьере и отличный эксклюзивный подарок родным, друзьям и знакомым готовы.

Таким образом, поставленные в начале работы задачи успешно реализованы, а цели достигнуты.

Представленные в работе материалы дают возможность учителю провести с учащимися мастер-классы по обработке древесины, и дать «поле» для фантазий при разработке и изготовлении своего изделия.

Список использованной литературы

Домокеев А.Г. - «Строительные материалы» М. 1988 Издательство - Высшая школа;

Марценюк П. - «Подготовка и обработка древесины»;

Жильцов, Шалин - «Художественная резьба по дереву»;

Хайди Грунд-Торпе - «Выпиливание лобзиком»;

Вот, родилась у меня идея расширить функционал своего сайта своеобразной книжной полкой. На ней я решил собрать книги по изготовлению мебели, по работе с деревом и иным смежным тематикам. Думаю, что многим она покажется интересной.

Систематизировать решил по названиям, а не по авторам, т.к. авторов может быть несколько, а название одно)). Приятного прочтения.

Если у вас есть что-то интересное - высылайте, обязательно размещу.

Библиотека будет периодически пополняться, заходите, скачивайте, читайте, комментируйте!

В книге раскрывается технология выпиливания из дерева трехмерных фигурок животных. Перевода нет, но все понятно. Имеются чертежи.

Большая книга деревянных игрушек

Книга содержит чертежи и схемы сборки довольно оригинальных игрушек из дерева. К сожалению, перевода нет, но картинки, подробные чертежи и схемы вполне позволяют обойтись и без знания английского языка.

Деревянная архитектура русского севера

Книга посвящена некоторым малоизученным страницам истории деревянной архитектуры русского Севера XVII - XVIII вв. Она целиком построена на подлинных письменных и изобразительных документах. Эта ее особенность даёт возможность предложить графические реконструкции как отдельных памятников, так и целых ансамблей, не сохранившихся до наших дней. Тем самым книга расширяет представления читателей о многообразии типов жилых, культовых и крепостных построек, существовавших в прошлом. Привлекаемые материалы позволяют впервые подробно рассказать об организации и ходе строительных работ, о "добром мастерстве" плотников Севера.
Книга иллюстрирована репродукциями старинных чертежей, миниатюр и фотографиями

Домашний ремесленник

Книга знакомит с рядом ремесел, которым каждый может найти применение в обыденной жизни.
Материал изложен таким образом, чтобы им без затруднения мог пользоваться всякий и избежать многих
излишних затрат на покупку тех необходимых предметов, которые можно сделать и собственноручно, а также
даст возможность, по приобретении практических навыков, заняться изготовлением этих предметов и на заказ.
Почти все приводимые виды работ доступны к выполнению на дому, в часы досуга и с минимальным оборудованием; при чем, в расчете именно на начинающего работника, нами строго проведено разделение того оборудования, которое является совершенно необходимым в данном ремесле и тех инструментов, которые могут
быть приобретены впоследствии, по приобретении читателем практических навыков, для приготовления более
сложных изделий.
По всем видам ремесел даны также и указания по окончательной, изящной отделке изделий.

Мебель своими руками. Дизайн, изготовление, ремонт.

В книге приводятся конструктивные решения и технология производства мебели в домашних условиях с применением разнообразных материалов, распространенной мебельной фурнитуры, а также самой распространенной фурнитуры. Мебели из древесины хвойных пород уделено особое внимание. Кроме этого, в книге представлены рекомендации по работе с ручным электроинструментом.

Работа с фрезерами

Достаточно подробная иллюстрированная энциклопедия посвященная фрезерованию. Все начинается с азов: что такое фрезер, и заканчивается сложными технологическими процессами, которые можно выполнить с его помощью. Издание переводное, но очень интересное. Рекомендую к прочтению.

Ручной фрезер и вертикально-фрезерный станок

Еще одно замечательное издание, посвященное работе с , а так же вертикально-фрезерным станком (то есть фрезером, встроенным в стол и его промышленными аналогами). Подробное описание видов инструмента, приемов работы и различных приспособ поможет вам в освоении этого сложного и очень интересного инструмента.

Самодельные станки и инструменты

В книге приводятся различные приспособления, которые могут облегчить труд домашних умельцев. Некоторые приводятся в форме готовых чертежей. Другие же придется дорабатывать непосредственно под свой инструмент (который есть в наличии), то есть, приводится общая идея.

Секреты резьбы по дереву

Из­де­лия из дре­веси­ны и ма­тери­алов, ими­тиру­ющих ее тек­сту­ру, при­выч­ным об­ра­зом ок­ру­жа­ют нас в пов­седнев­ной жиз­ни, по­это­му мы от­но­сим­ся к ней как к че­му-то обы­ден­но­му. Но как толь­ко ее кос­нется уме­лая ру­ка мас­те­ра резь­бы по де­реву, рож­да­ет­ся про­из­ве­дение ис­кусс­тва и рас­кры­ва­ют­ся та­кие ка­чес­тва дре­веси­ны, как бо­гатая фак­ту­ра, раз­но­об­ра­зие цве­тов, осо­бая теп­ло­та. Эта кни­га поможет читателю от­крыть для се­бя уди­витель­ный мир твор­чес­тва и поз­нать сек­ре­ты резь­бы по де­реву. Ав­тор на­де­ет­ся, что на­чина­ющие рез­чи­ки най­дут в ней ин­те­рес­ный и по­лез­ный ма­тери­ал, ко­торый поз­во­лит им стать мас­те­рами. В при­ложе­нии пред­став­ле­ны ри­сун­ки ор­на­мен­тов и раз­личных узо­ров, ко­торые на пер­вых по­рах мож­но копировать, а по ме­ре при­об­ре­тения на­выка на их ос­но­ве раз­ра­баты­вать свои об­разцы.

Что нам стоит флот построить

Эта книга пригодится для пап и мам, которые хотят, чтобы у их детки ручки начинали расти чуть выше ножек. В ней приведено куча примеров игрушек разной степени сложности (начиная от самых простых) из бумаги. В детстве, у меня была такая книжица, до сих пор хранится на полке, причем не просто хранится, пытаемся мастерить вместе с сыном.

Энциклопедия работ по дереву

Настольная книга многих профессиональных мастеров. В ней изложены материалы по видам древесины и их особенностям, а так же альтернативным материалам (стекло, пластик и пр), по инструменту, необходимому для их обработки, видам и способам крепления деталей, а так же готовые проекты мебели.

Рамка с накладным орнаментом - основа - фанера толщиной 6 мм, морение, накладной орнамент - бук - толщина 3мм. Защита фото - на всех рамках оргстекло 2-3 мм.
Рамка простая - фанера, толщина 6 мм, морение.
Рамка для фото с бабочками - материал буковая дощечка толщиной 6 мм - морение, для защиты фото - оргстекло 2-3 мм.
Рамка для фото настольная. Материал - дощечка орех 5-6 мм толщиной + морение. Рисунок из первого альбома Соколова.
Ваза для конфет . Одна из ранних работ. Материал фанера 4 мм (довольно низкого качества - тогда не умел ещё выбирать материал), морение. Рисунок из второго альбома Соколова.
Шкатулка шестигранная - материал орех (деревянная дощечка - толщина примерно 6 мм). Необходимо соблюдать пропорции в зависимости от размера изделия, но в связи с большей хрупкостью цельного дерева в сравнении с фанерой, стараюсь использовать дощечки не менее 6 мм толщиной. И прочнее, и смотрятся солиднее. Дерево всё-таки значительно выразительней фанеры и при выпиливании совершенно не даёт отщепов (твёрдые сорта дерева) которые портят вид изделия. Чертежи из всем известного альбома Соколова. Сборка на шипах, боковые стенки скошены и склеены.
Корзинка для орехов - материал - бук (цельное дерево). Сборка - шипы и клей.
Конфетница треугольная - материал - орех (тоже цельное дерево). Чертежи из того же известного альбома Соколова. Сборка - боковые стенки скошены и склеены, крепление к основанию на клею и шипах.
Сухарница - материал фанера, сделана на основе чертежа из альбома Соколова. Использован мотив, который там применяется в настенной полочке. Сборка - шипы и клей.
Салфетница - известное изделие из того же альбома Соколова - материал фанера. Это не новые работы, а те, что служат уже много лет.
Ещё одна сухарница из старых работ (два вида) - примитивный орнамент, конструкцию придумал когда-то сам на основе мотива птиц. Материал - фанера, морение.
Светильник . Материал - фанера 4 мм. Облицовка мест соединений - шпоном светлого цвета с последующим выжиганием на нём орнамента. Переднюю стенку изнутри можно обклеить цветной бумагой, но я выгнул тонкое оргстекло и раскрасил его - получилось впечатление как от кусочков стекла в мозаике, да и не так дёшево, как бумага. В темноте смотрится довольно интересно.
Настенная вешалка - материал фанера десятка, морение. Хотя морить не стоило - светлая смотрелась бы лучше.
Корзинка с фигурной ручкой - материал фанера "десятка", морение. Сборка - клей, два шурупа.
Ваза для конфет - Одна из ранних работ. Материал фанера 4 мм, морение. Рисунок из второго альбома Соколова.
Ларец - известная вещь из альбома Соколова. Достаточно популярна в народе. Это фото моей старой работы - фанера 4-5 мм, морение. Недавно подарил (фото не осталось) более удачную реализацию. В ней ларец был несколько увеличен в размерах и выполнен из буковой дощечки.
Двухсекционный поднос для конфет и печенья "Драконы" - материал - фанера десятка, донышко-фанера 4-5 мм. Морение (но можно и не морить, ещё лучше смотрится выжженный орнамент на боковой стенке. Работа авторская.
Корзинка "Змея" - авторская несложная работа - выпиливание + выжигание. Выполнена из деревянной дощечки (работа давняя, служит уже много лет).
Разделочные доски - Это ряд досок, выпиленных из толстой 10мм, либо тонкой 4-5 мм фанеры. Выпилены в виде листьев и украшены выжиганием. Доски настольные, используются для резки хлеба, сыра (особенно, если стол полированный). При резке используется тыльная (неокрашенная сторона доски). Одна с рисунком "Лебедь" из альбома Костина. Выпиливание + выжигание + фрезерование по контуру.
Ваза из нароста на дереве - Почти не дорабатывал. Дерево таким образом "обтекло" забитые в него большие гвозди.
Лопатки - Первая лопатка - материал орех. 2 лопатки из бука - Идею подсмотрел в Москве, есть там салон на ВВЦ "Культура", когда бываю в столице почти всегда хожу туда. Много интересного можно увидеть.
Гребни - Гребни из твёрдого плодового дерева - яблоня.
Изделия из капа .

Д ля лакировки своих изделий использую глянцевый лак. Технологию отрабатывал годами. Хотя согласен, что не всегда сильный блеск хорошо. Однако со временем блеск становится не таким сильным, а толстая плёнка хорошо защищает изделие и сохраняет его товарный вид на годы. Тщательно лакирую прорези, т.к. при отсутствии такового со временем они забиваются пылью и тогда её трудно вычистить, вид изделия резко ухудшается. В случае же хорошей пролакировки - чистка щёткой (зубной или подобной) легко выгоняет пыль.
С читаю самым сложным не выпилить, а правильно, и главное аккуратно, собрать (особенно когда изделие сложное и содержит много деталей).
П осле сборки очень важно хорошо отделать изделие. Без лакировки - товарного вида нет. А если есть (дерево свежее смотрится хорошо), то через время быстро теряет свою привлекательность.
Л акировка, как ничто, помогает подчеркнуть красоту дерева. Особенно наглядно это видно на примере капа. Ничто так не подчеркнёт его красоты, как хорошая лакировка.