Средневековый щит. Средневековый щит Сборка деталей щита. Умбон, рукоятка, кольца

«Лес в ливне стрел
железный рдел.
Эйрик с нивы жал
славу пожал»

(Эгиль Скаллагримссон. Перевод С.В. Петрова)

В прошлый раз материал под названием «Щиты из досок» вызвал много комментариев, хотя и не все они касались данной темы. Один из читателей высказал мысль, что правильнее было бы назвать ее «щиты из деревянных планок» и с этим, пожалуй, можно вполне согласиться, так как это будет точнее. Потому, что, да, действительно и щиты ассирийцев (не все, вернее не у всех воинов, но у некоторых), и щиты римских воинов эпохи заката империи – все они были из деревянных планок, склеенных между собой. Но название «уже устоялось», поэтому оставим его уж таким, как есть.

И нужно ведь еще отметить сложную конструкцию такого вот «дощатого щита». Обшивка снаружи – полотно или кожа. И обязательно металлический конический либо полусферический умбон, закрывающий вырез под рукоять. Причем интересно, что распространились такие щиты прежде всего в Европе, тогда как в Азии были популярны щиты, сплетенные из прутьев. И хотя народы Востока то и дело волна за волной накатывались на Европу, заимствования этого элемента вооружения так и не произошло.

Роспись на стене замка Каркассон. Европейские воины сражаются с арабами, причем круглые щиты и у тех, и у других.

Кстати, о том, что стало причиной переселения кочевых народов из Азии на Запад, известно по-прежнему очень немного и единого мнения по этому вопросу нет до сих пор. Была ли это многолетняя, катастрофических масштабов засуха или же напротив, все залило проливными дождями и засыпало снегом, что сделало кочевое животноводство практически невозможным, сегодня определить очень трудно. Но зато о причинах, вызвавших походы северных викингов сегодня известно несколько больше. Речь пойдет о так называемой «катастрофе 535-536», ставшей следствием сильнейшего извержения либо одного, либо сразу нескольких вулканов, таких, как Кракатау или Эль Чичон, когда в атмосферу Земли попало так много вулканического пепла, что это привело к резкому похолоданию в районе всего средиземноморского бассейна и, соответственно, в Скандинавии. Суровые зимы теперь продолжались год за годом, это вызвало голод, проблему которого нужно было решать.


Осада Иерусалима в 1220 году. Все воины изображены с круглыми щитами. Миниатюра из испанской рукописи библиотеки Пирпонта Моргана. Нью-Йорк.

А еще именно это событие, очень сильно повлияло на характер жителей Скандинавии, которые не только начали повсеместно зарывать в землю клады золотых вещей и бросать их в озера и болота, но и изменили свое отношение к жрецам. До катастрофы они играли в обществах «людей с Севера» очень заметную роль. Но «когда солнце затмилось», а их моления, и жертвы богам ожидаемого эффекта так и не принесли, вера в их могущество хотя и не сразу, но упала. Авторитет местного жречества заменил авторитет военных вождей, поскольку в это время только с мечом в руке человек мог бороться за выживание вопреки капризам злой природы. И, возможно, именно в событиях этого времени и следует искать корни того воинственного «перекоса» в их культуре, который уже впоследствии нашел себе выход в походах викингов…


Современная реконструкция снаряжения одного из командиров римского легиона эпохи заката империи.


Римский шлем той эпохи, обнаруженный в Сербии.

С военной точки зрения нападения викингов на земли Англии и Франции вылились в противостояние хорошо вооруженной пехоты «северных людей» и более или менее тяжеловооруженных аборигенных всадников, которым требовалось прибыть на место нападения как можно скорее и наказать наглых захватчиков. Причем, еще в эпоху заката Римской империи доминирующим в Европе стал большой круглый щит, склеенный из деревянных планок и ярко расписанный.


Рисунки на овальных римских щитах из Notitia Dignitatum.


Современная реконструкция внешнего вида воинов эпохи заката Римской империи.

Нужно отметить, что расписаны щиты были не как-нибудь по желанию владельца, а с изображением эмблемы его части, то есть легиона. О том, что это так и было свидетельствует Notitia Dignitatum («Список должностей») – важный документ эпохи поздней Римской империи (конца IV или начала V веков).


Страница средневековой копии Notitia Dignitatum с изображением щитов Magister Militum Praesentalis II, списка римских воинских соединений. Бодлеанская библиотека.


Еще одна реконструкция снаряжение драконифера и рядового легионера.


Рисунок на щите легиона Кварта Италика (бывший Четвертый Италийский легион) ок. 400 г. н.э. Notitia Dignitatum Or. VII. Бодлеанская библиотека.


Рисунок на щите Пятого Македонского легиона. Начало V в. н.э. Notitia Dignitatum Or. VII. Бодлеанская библиотека.


Римский воин V в. н.э. Рисунок Джузеппе Рава.


Римский воин V – VI в. н.э. Легион Квинта Македония. Рисунок Гэри Эмблетона.

Традиционное защитное вооружение воина-викинга состояло из круглого щита, склеенного из деревянных дощечек, материалом для которых обычно служила древесина липы (кстати, именно липа и послужила основой для поэтического кеннинга «Липа войны» – т.е. иносказательного названия щита), с металлическим выпуклым умбоном посредине и диаметром приблизительно в один ярд (91 см); конического шлема, имеющего наносник и реже полумаску, и кольчуги с короткими, до локтя, рукавами. В скандинавских сагах часто говорится о том, что щиты викингов были ярко раскрашены. Причем каждый цвет занимал на них либо четвертую часть окружности, либо половину его поверхности. Щит собирался из гладко оструганных липовых дощечек, толщиной около 5-6 мм, путем их склеивания крест-накрест. В середине у него всегда выпиливалось круглое отверстие, которое снаружи закрывал металлический умбон. Внутри этого отверстия и поперек него проходила рукоятка щита. Щиты из Гокстада были сделаны из семи или восьми планок из мягкой древесины хвойных пород, судя по всему, сосны. Именно она использовалась в большинстве случаев, хотя и не всегда и при этом различной ширины, и толщины. Многослойных щитов, как у римлян, у викингов на было!


Устройство щита викинга с обратной стороны. Современная реконструкция.


Щит эпохи викингов из Треллеборга. Дания. Диаметр около 80 см.

Свои щиты викинги по краям их укрепляли кожей или металлическими оковками. При раскопках в Бирке, Швеция, нашли щит, с отделкой из маленьких бронзовых пластинок. Щит имел диаметр 75 – 100 см (или около 90 см). Поверхность их обычно раскрашивали. При этом самыми красивыми викинги считали щиты, покрашенные в красный цвет, но известны были и щиты желтого цвета, черные, и даже совершенно белые щиты. Но вот зеленый или синий цвета популярностью у викингов не пользовались. Можно даже предполагать, что такая их форма и относительная хрупкость конструкции являются следствием того, что они предполагались для использования в захоронении, что это вряд ли были настоящие боевые щиты. Исследователи отмечают сходство гокстадских щитов со щитом, обнаруженном в торфяном болоте в Тирскоме, Латвия (Тирском торфянике). Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника был изготовлен из дерева, хотя по форме и размерам и идентичен местным образцам из железа.

Интересно, что все обнаруженные 64 щита со знаменитого Гокстадского корабля, были раскрашены в контрастный черно-желтый цвет. При этом плоскость щита просто делили просто пополам или же раскрашивали ее в шахматном порядке. Были щиты с рисунками явного мифологического содержания, например, на них рисовали руны, фигуру дракона или еще какого-нибудь фантастического животного. В битве при Несьярев, например, случившейся в 1015 году, у многих воинов щиты имели разноцветные полосы на щитах, причем не только накрашенные, но и сделанные из позолоченного металла. Обычно умбоны прикрепляли на щиты при помощи железных гвоздей, острия (концы) которых бывали или загнуты, или же расклепаны с обратной стороны щита. В местечке Бирке найдены щиты с умбонами закрепленными четырьмя гвоздями, в гокстадских щитах их шесть. Встречаются и случаи находок крепления умбонов пятью заклепками.
Рукоятки, за которые удерживался щит, были деревянными. Но на более красиво и старательно изготовленных щитах на деревянную основу могла быть наложена выгнутая железная пластина, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или даже сделанной на нем серебряной инкрустацией.

В щитах, найденных на корабле из Гокстада края щитов были укреплены кожаными ободками. Для этого в них были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3,5 см. Но сам обод, увы, не сохранился. Можно лишь предполагать, что по краю щита шла полоса кожи, прикрепленная к деревянной основе либо стежками, либо к ней прибитая тонкими металлическими гвоздями, которые затем загибались изнутри в форме буквы «Г» и забивались в основу.


Реконструкция щита с корабля из Гокстада.
.
Викинги были большими любителями поэзии, и не просто поэзии, а поэзии метафорической, где обычные слова следовало заменять передающими их смысл цветистыми метафорами, передающими смысл этого названия. Понять такие стихи мог только тот, кто слышал их с детства. Например, щит вполне мог называться у одного скальда, то есть слагателя саг и поэта, «Доской победы», «Сетью копий» (причем само копье в свою очередь при этом могло иметь название «Рыба щита»), тогда как у другого – «Деревом защиты» (явное указание на материал и назначение!), «Солнцем войны», «Стеной хильд» (то есть «Стеной валькирий»), «Страна стрел» и даже «Липой войны». Последнее название являлось прямым указателем на материал, из которого викинги также делали свои щиты, то есть на древесину липы. То есть никаких «дубовых щитов» викинги не знали. Не знали их римляне, а раз так, то… и никто их не знал, ибо среди археологических находок их нет, а текстовые материалы их наличия также подтверждают!


Еще один щит из липовой древесины из Национального музея Дании в Копенгагене.

Имея такие щиты, викинги использовали в бою и соответствующие приемы. Хорошо известно, что, защищаясь, викингов стоили на поле боя «стену из щитов» – фалангу из воинов, выстроенных в пять или даже более рядов, в которой наиболее хорошо вооруженные бойцы находились в первых рядах, а те, кто имел вооружение похуже находились сзади. Историки дло сих пор ведут спор, как строилась эта «стена из щитов». Ставится под сомнение, что щиты могли перекрывать друг друга, так как это препятствовало бы свободе движения воинов в бою. Но существует надгробная плита X века в Госфорте из Кумбрии, изображающая щиты, перекрывающие один другой на большую часть их ширины. Такое их расположение сужает фронта на ширину 45,7 см для каждого человека, то есть где-то на полметра. Гобелен из Осеберга IX века тоже изображает такую же стену из щитов. Но современные кинематографисты и реконструкторы, изучая построения викингов, обратили внимание, что воинам нужно достаточно места для замаха мечом либо секирой, так что такие сомкнутые построения вряд ли имели смысл! Правда, существует предположение, что их смыкали, приближаясь к противнику, а входя с ним в соприкосновения фаланга «раздавалась», чтобы каждый викинг мог свободно орудовать мечом или топором.

Основным боевым построением викингов была все та же «свинья», что применяли тогда и всадники-византийцы – клинообразное построение, имеющее зауженную переднюю часть. Они считали, что сам Один придумал такое построение, что говорит о древности и значимости этого тактического приема для них. Оно состояло из двух воинов в переднем ряду, трех во втором и еще пятерых в третьем. Стену из щитов тоже можно было выстроить не только по фронту, но и в виде кольца. Так Харальд Хардрада, кстати говоря, и сделал в сражении на Стемфордском мосту, где его воины встретились с воинами короля Англии Гарольда. Что до командующих, то они защищались еще и дополнительной стеной из щитов, которыми державшие их воины отклоняли летевшие в них стрелы. Выстроившись в линию, викинги могли отразить атаку конницы. Но франки сумели победить их в битве при Соукорте в 881 году. Тогда франки допустили ошибку, нарушив строй, что дало викингам возможность их контратаковать. Но их второй натиск отбросил викингов назад, пусть даже они свой строй сохранили. Но викинги осознали силу конницы франков и заимели всадников у себя. Но крупных конных соединений у них не могло быть, ведь перевозить лошадей на кораблях викингам было сложно! Ну, а так в целом, ни шлемы, ни кольчуги, ни тем более щиты викингов ничем не уступали защитному вооружению тех же франкских всадников. Кстати, очевидная хрупкость щитов викингов возможно была задана им изначально. Относительно тонкое поле щита легко расщеплялось, что, вполне возможно, задумывалось так специально, для того, чтобы противника в древесине щита застревало.


Шахматные фигурки викингов с острова Льюис, Шотландия. Вероятно, это самые древние шахматные фигурки, найденные в Европе. Изготовлены они из моржовой кости, и, вероятно, в Норвегии, в 1150 – 1200 гг. В XI веке этот остров принадлежал Норвегии, так что нет ничего удивительного в том, что они там оказались. Главное, это то мастерство, с каким они были сделаны. Всего найдено 93 фигуры из четырех наборов. 11 фигур не самой лучшей сохранности находятся в Эдинбурге (Национальный музей древностей), тогда как остальные экспонируются в Британском музее в Лондоне.


Круглые щиты пиктов. Рис. А.Шепса.


Барельеф с изображением воинов-пиктов с квадратными щитами. Но были еще и загадочные щиты в форме буквы «Н» – то есть вот такие же квадратные, но с вырезами прямоугольной формы вверху и внизу. Рис. А.Шепса.

Интересно, что на территории Британии щиты подобные щитам викингов имели многие народы, жившие там, включая тех же пиктов. Они также образовывали в бою стену из щитов, хотя сами их щиты имели отличия от щитов «народов с Севера». Они тоже имели металлические умбоны, но были меньше по диаметру. Но самое интересное, что опять же только пикты имели дощатые щиты с умбоном напоминающие формой букву… «Н» с двумя вырезами вверху и внизу. Но откуда и почему взялась такая форма и какой был в ней смысл непонятно до сих пор…

Привел нас к тому, что мы должны провести разъяснение о роли щита в средневековом обществе, его формах и типах.

За основу в данной статье, будут взяты материалы фундаментальной работы: Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия» .

Материалы, применяемые при производстве щитов средневековья:

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:

— Дерево, обтянутое кожей ;

— Иногда использовались бронзовые накладки;

— В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.

поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Изредка, встречались металлические щиты .

Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех» (фр. fêh).51).

Der Mittelalterliche Reiterschild

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами . Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях . В центре была прикреплена выпуклость - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами .

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой , узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками .

XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли .

Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Дерево кожа — Павеза

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро .

Купить мастерской


Основная цель этой статьи - восполнить существующий пробел и облегчить жизнь тем, кто только еще начинает действовать в области исторической реконструкции. Рекомендуется сначала ознакомиться с переводом статьи Питера Битсона по указанным выше адресам, а затем использовать эту статью как руководство к действию.

Материал.

Поле щита можно изготовить исходя из двух вариантов: из мебельного щита (наиболее приближенный к действительности, но менее долговечный), либо фанерного листа. Мебельный щит представляет собой склеенный из досок прямоугольник шириной 1м, длиной 2м при толщине 2см. Учитывая толщину реальных щитов, вам будет необходимо сострогать рубанком деревянную заготовку почти в полтора раза 6-8мм. Или использовать фанеру с уже заданной толщиной. Диаметр заготовки может колебаться от 80 до 90см.

Рукоятку необходимо изготовить из деревянной планки D-образного сечения. Длина подгоняется исходя из диаметра щита, так чтобы отступ от края был около 5 см. Рукоятку можно сделать одинаковой ширины по всей длине, а можно свести ее на конус - от центра к двум ее концам. Толщина и высота не более 3-3,5 см. На каролингских миниатюрах есть изображения круглых щитов с фигурной металлической рукоятью (Мэн), англо-саксонский материал так же подтверждает использование такого типа рукоятей (Мэн).

Центральное место на щите занимает умбон – железный колпак, прикрывающий рукоятку с наружной стороны щита. На эпоху викингов умбоны имеют достаточно одинаковый вид на всей территории Европы, отличаясь в деталях изготовления самой шишки и оформления поля. В конце 19 века была разработана типология (Рюге) которая используется до сих пор. Умбон можно сделать самостоятельно путем холодной ковки на оправке из листа железа 2-2,5 мм.

Край щита покрывался кожаной полосой толщиной 2-3мм и шириной 5- 6см. Места стыков кусков закрывались железными прямоугольными оковками толщиной 1мм с размерами 2 на 7 см. По материалам могильника Бирки эти оковки приклепывались 2 клепками.

Внешнюю сторону щита необходимо проклеить кожей, либо тканью (мешковина). Щит из Тирского торфяника был проклеен кожей с обеих сторон.

Опять же по материалам могильника Бирки вместе с находками щитов прослеживаются находки одного или двух железных колец на скобках, расположенных на одинаковом расстоянии от умбона, необходимых, по всей видимости, для прикрепления кожаного плечевого ремня.

Заблуждения.

Перед началом изготовления своего первого щита необходимо избежать наиболее часто допускаемых ошибок:

Дополнительные планки.

Кроме рукоятки поле щита не укреплялось дополнительными продольными планками, приклепанными большим количеством клепок. Во- первых, этому факту нет археологических подтверждений, а во-вторых, это дополнение не придает щиту прочности, а лишь утяжеляет его. Рукоятка щита являлась единственной планкой скреплявшей поле щита и умбон. До сих пор является спорным применение клепок для скрепления этих деталей. Обычно умбон крепился при помощи загнутых вовнутрь гвоздей. Рукоятка тирского щита была примотана к полю при помощи веревки.

Толщина щита.

Оптимальная толщина щита 6-8 мм: не стоит изготавливать щит из фанеры более 10 мм. Это увеличивает вес, превращая щит из мобильной, активной защиты в еще один тяжелый предмет на вашей руке. Реальные артефакты дают нам представления о щите, как о защите на одну драку, испытания показывают, что щит не выдерживает попадания стрел и дротиков, мощные рубящие удары топором разрушают край щита, проламывая даже рукоятку. Эта непрочность компенсируется его маневренностью и простотой демонтажа металлических деталей на новое поле.

Оковки щита.

Не стоит оковывать край щита металлической полосой, это опять же увеличит вес и не сильно спасет край щита от разрушения. Щиты эпохи викингов имели только кожаную полосу по канту, скрепленную дополнительно металлическими скобками. В единственном погребении Бирки оковки приклепаны вплотную друг к другу, закрывая один сектор щита.

Щитовой ремень.

Ремень крепился к стальным кольцам, которые в свою очередь крепились к рукоятке. Наиболее часто встречаемой ошибкой является монтаж ремня к полю щита при помощи клепки и шайбы с последующей установкой пряжки и наконечника ремня. Пряжки и тем более (богато украшенные) наконечники ни разу не встречены вместе с остатками щита. По всей видимости, ремень был единым, либо его длина регулировалась при помощи ряда отверстий с одного края ремня и раздвоенного хвоста другого.

Украшения.

Археологические находки щитов дают нам небогатый выбор украшения внешней части: Гокстад - чередование желтой и черной краски, Гнездово - на остатках дерева на оковке одного щита охра-красный цвет. Тирский щит имеет кожаную оклейку, которая, скорее всего не имела рисунка. Гораздо богаче изобразительные источники по щитам (можно привести изрядно примеров миниатюр с реконструкцией рисунка по всей Европе). Кроме этих источников могут быть использованы рисунки на моделях щитов-украшений. Основу рисунка обычно составляет так называемое «сегнерово колесо», либо крест. Наиболее частым заблуждением является перенос реального зооморфного или геометрического рисунка украшающий какой либо предмет материальной культуры (плетенки на посуде, ложках, вышивке, архитектура, книжной миниатюре) на предмет военного быта. Не стоит забывать, что орнамент для наших предков имел скорее практическое значение, нежели просто как элемент декора.

Изготовление щита. Поле щита.

Для начала вам необходимо выпилить круг из фанеры, при обычном раскрое листа могут получиться две заготовки диаметром 89 см. Для разметки используйте гвоздик, вбитый в центр вашего будущего щита, привязанную к нему нитку с карандашом, равную радиусу щита. Необходимо так же выпилить отверстие под руку в центре щита. Диаметр отверстия должен быть чуть больше, чем внутренний диаметр вашего (уже готового) умбона. Все края выпилов необходимо тщательно ошкурить. Внутренняя часть щита разлиновывается на доски ножом-макетником вдоль продольного рисунка фанеры и обрабатываются морилкой. Если поверхность собрана из мебельного щита, то фактура и направление досок проступят после обработкой морилкой.

После этого необходимо оклеить тканью внешнюю сторону щита, для этого надо нанести слой ПВА сначала на плоскость, затем мокрую(!) ткань наложить на щит и сверху нанести еще несколько слоев клея. Последний слой будет рисунком щита - для этого вы добавляете красящий пигмент или темперную краску в сам клей и раскрашиваете поверхность.

Умбон.

Пока щит будет сохнуть, необходимо сделать умбон. При обилии современных средств это будет сделать нетрудно. Первый способ - это купить готовый, горячедеформированый умбон, который можно будет бесконечно переставлять со старого щита на новый. И второй способ - самостоятельное изготовление. Для этого вам необходимы: выколоточный молоток с круглым бойком, небольшая стальная вогнутая чашка\чушка или деревянная плаха с углублением в центре. Заготовка диаметром 16-18 см вырезается из листового железа толщиной 2-2,5 мм, затем штангенциркулем по краю очерчиваются поля в 2 см. Заготовку на плашке необходимо держать плоскогубцами и передвигая ее по кругу наносить удары молотком. Выколачивать сферу нужно сериями ударов от ребра к центру. Каждый цикл ударов позволит вам выколотить сферу примерно на 5мм. Учитывая необходимую глубину умбона 6-8см. После второго часа выколачивания вам наконец-то придет в голову идея, что было лучше его купить.

Прошивка края.

После того как ткань на лице щита высохнет, необходимо будет отрезать лишние куски ткани по краям. Затем мы приступим к обшивке края щита кожаной полосой. При толщине щита 8 мм полосы кожи шириной 5см будет достаточно. Путем примерки полосы на кант обозначьте линию края полосы по всему щиту. Далее, отступая от этой линии по 5мм во внешнюю сторону, разлинуйте шилом через равные промежутки (10-12мм) будущие отверстия под прошивку. Если вы выбрали сплошную прошивку, то одной линии отверстий будет достаточно, если обметочный способ, то будет необходимо отступить от линии 5 мм вовнутрь щита и обозначить отверстия в промежутках. Далее нужно просверлить по кругу все отверстия диаметром 2мм, наложить полосу и шилом проколоть в ней отверстия под прошивку, так чтобы они совпадали с просверленными в поле щита. Пришивать полосу можно толстыми льняными или вощеными нитками.

Монтаж оковок.

Для оковок можно использовать лист железа толщиной 1мм, из которого необходимо нарезать 6-8 одинаковых пластинок шириной 2см и длиной 7см (при толщине щита 8мм и кожаной обтяжке 2мм - при изменении этих размеров длина скобки может варьироваться). В заготовке просверливаются 4 отверстия под будущие клепки, и скобка плотно обжимается плоскогубцами по краю щита. После этого просверливаются отверстия в самом щите, вставляются клепки и расклепываются с внутренней стороны. Если кожаная полоса на канте состоит из нескольких кусков, то скобки ставятся на каждом стыке, если полоса целиковая, то можно поставить 4-6 скобок по секторам щита на равном расстоянии друг от друга.

Сборка деталей щита. Умбон, рукоятка, кольца.

Перед монтажом рукоятки необходимо укрепить на ней кольца - держатели ремня. Кольца сгибаются на оправке диаметром 2см из проволоки 4мм. Затем из одной лишней скобки вырезаются полоски шириной 4-5мм. Они сгибаются вокруг кольца и вставляются в отверстия, просверленные в рукоятке, а оставшиеся хвостовики разгибаются на обратной стороне. Их расположение может варьироваться, главное, чтобы они были равноудалены от умбона.

Далее монтируется ручка и сам умбон. Он обычно крепится на 4 гвоздя или клепки, две из которых проходят и через рукоятку. Для самой рукояти необходимы еще две клепки на концах, хотя можно проклепать каждую доску разлинованого щита. Последний штрих - установка ремня на завязках и пошив льняного чехла для щита.