Современное чудо SolarCity, или Солнечные панели как объект лизинга. SolarCity представила самые эффективные солнечные панели

Компания SolarCity была создана в 2006 году двоюродными братьями известного предпринимателя и основателя и Space X — Илона Маска. Хорошо зная его выдающиеся деловые качества, они также доверили ему руководство своей компании.

За это время SolarCity успела стать крупнейшим в США производителем солнечных батарей. Её клиенты – частные домовладельцы, предприятия, школы, некоммерческие и государственные организации, отдавшие предпочтение чистой солнечной энергии, которая оказалась намного дешевле той, что вырабатывают электростанции за счёт сжигания углеводородов.


Представители компании заявили, что их новые солнечные панели — самые эффективные в мире. Так на площади 0,093 кв. м (1 кв. фут) они производят больше энергии, чем имеющиеся в мире аналоги. В настоящее время их КПД составляет 22,5 % — самый высоких показатель на сегодняшний день среди представленных на рынке моделей.

Это стало возможным после того, как SolarCity приобрела у компании Sivelo новую технологию производства солнечных батарей. Новая конфигурация солнечной панели сводит потери эффективности до 0,5 %, в то время, как у ближайших конкурентов SolarCity эти показатели достигают от 1,5 до 2,5 %.


Солнечные модули будут собираться в Буффало, штат Нью-Йорк. Ожидается, что ежедневная производительность предприятия составит от 9000 до 10000 солнечных панелей. Благодаря новым технологиям стоимость панелей удастся снизить до 55 центов за Ватт номинальной мощности.


Уникальные панели, собранные в цехах SolarCity, будут производить энергии на 30-40 % больше, чем аналогичные батареи конкурентов. В амбициозных планах братьев – достичь генерируемой мощности в 1 ГВт. Рядом с заводом по производству панелей они намерены создать солнечную ферму, которая будет обеспечивать жителей Буффало чистой энергией.


Чтобы стать клиентом SolarCity, достаточно связаться с представителями компании, которые позаботятся о всех необходимых расчётах и дизайне солнечных панелей. А дальше начинается нечто неправдоподобное. Монтажники устанавливают и подключают оборудование, и за всё это клиент не платит ни цента.

Платить он будет позже ежемесячно и исключительно за электроэнергию, вырабатываемую его солнечными панелями. Вот таким необычным образом компания SolarCity и её создатели приобщают своих сограждан к использованию солнечной энергии.

SolarCity - ставка на инновации: еще один Элона Маска...на этом пост можно было бы заканчивать, ведь не верить в его упех - не верить ни во что! Поэтому это будет не совсем обзор...

Общая

Сайт компании www.solarcity.com

Сектор: Полупроводники

Отрасль: Альтернативная энергия

КОНЦЕПЦИЯ SOLARCITY

В планах компании строительство одого из крупнейших в мире заводов солнечных панелей в северной части штата Нью-Йорк.

На повестке дня стоит так называемая . Компания, соучредителем которой является генеральный исполнительный директор Tesla Илон Маск, хочет охватить все аспекты поставки солнечной энергии: от проектирования и производства до продаж и установки вспомогательного оборудования. По сути, это стиль Apple - только в сфере изготовления солнечных батарей.

При этом окончательной целью SolarCity является резкое снижение цен. В июне Маск пояснил, что сотрудники компании стремились, чтобы «солнечная энергия конкурировала на несубсидированной основе с энергией, добываемой из горючих полезных ископаемых». (Компания была также основана братьями Линдоном и Питером Рив, которые в настоящее время управляют ее деятельностью).

Выполнимо ли это? SolarCity достигла успеха с текущей бизнес-моделью, предлагая клиентам установку систем солнечных батарей на крышу без авансовых платежей при условии ежемесячной оплаты взносов, распределенных на много лет. В настоящее время на счету компании 25% всех установок солнечных батарей в американских жилых домах. Согласно намеченному плану, к 2018 году количество клиентов должно возрасти до 1 млн. Тогда SolarCity сможет со спокойной душой перейти к производству собственных панелей для этих систем, тем самым оптимизировав текущие расходы.

Сможет ли солнечная энергия когда-либо конкурировать с ископаемым топливом?

Сделать солнечную энергию конкурентом ископаемому топливу, безусловно, задача непростая.

Установка солнечных панелей на крыше дома - по-прежнему один из самых дорогих способов получения электроэнергии. В среднем это примерно в два раза дороже за киловатт-час, чем строительство новой электростанции на природном газе. (Федеральные субсидии уменьшают цену солнечной энергии, но эти налоговые скидки могут закончиться). Это объясняет, почему солнечная энергия составляет всего 0,2% от общего производства электроэнергии в Соединенных Штатах.

Однако, с другой стороны, цены на солнечные модули резко упали за последние годы, что обусловлено техническими новшествами и недавним производственным бумом в Китае. Стоимость установки солнечных панелей также заметно снизилась:

Все эти тенденции привели к возникновению прогнозов, утверждающих, что в конечном счете солнечная энергия сможет стать достойным конкурентом ископаемому топливу во многих регионах Соединенных Штатов, причем даже без привлечения государственных субсидий.

Например, аналитики Института Rocky Mountain (США, Колорадо) уверены, что к 2030 году, а может даже к 2020, десятки миллионов владельцев домов на всей территории Соединенных Штатов решат, что пользоваться солнечной энергией дешевле (речь идет о так называемом «сетевом паритете»). Но все не так просто.

Во-первых, никто не может однозначно заявлять, что в будущем цены на солнечную энергию продолжат активно снижаться.

Во-вторых, существует проблема хранения. Из-за увеличения популярности и распространения солнечной энергии нам, скорее всего, придется придумать, как хранить электроэнергию, вырабатываемую солнцем, чтобы позже пользоваться ею в темное время суток. (К слову, стоит отметить, что Tesla строит гигантский завод солнечных батарей для своих автомобилей - и часть данной продукции будет эксплуатироваться SolarCity).

Более того, некоторые электроэнергетические компании сопротивляются «буму» солнечной энергии, отчасти потому, что такого рода перемены ставят под вопрос эффективность их бизнес-стратегий. Коммунальные службы зарабатывают на продаже электроэнергии домам и офисам, так что появление возможности вырабатывать собственную электроэнергию явно кое-кому придется не по душе. Некоторые службы дошли до того, что взимают дополнительные сборы с владельцев солнечных панелей, таким образом вынуждая их оплачивать еще и содержание сетей. Судя по всему, эта война лишь набирает обороты и вполне может замедлить развитие солнечной энергетики.

Почему SolarCity переключается на производство

Озвученные проблемы невозможно решить сразу, а потому пока SolarCity сосредоточилась на первой задаче: удешевить солнечные батареи и сделать их эффективнее.

Во-первых, компания приобретает акции Silevo за 350 миллионов долларов. Silevo известна своими высокоэффективными модулями Triex, и в ходе телефонной конференции генеральный директор SolarCity Питер Рив сказал, что в планах намечается и выпуск панелей с производительностью в 24%.

Более эффективные панели помогут сократить трудовые и монтажные компании, ведь в этом случае нужно будет устанавливать гораздо меньшее количество панелей. Таким образом вся система станет дешевле:

Во-вторых, SolarCity утверждает, что ведутся переговоры о строительстве гигантского завода солнечных панелей под Буффало, Нью-Йорк. Как сказано в блоге компании:

«С целевой мощностью более 1 ГВт в течение ближайших двух лет, это будет одним из крупнейших предприятий по производству солнечных панелей в мире».

Почему заводы? Маск отметил, что компания планирует установить «десятки гигаватт в год» в течение следующего десятилетия и нуждается в нешуточном производственном потенциале для обеспечения устойчивой поставки панелей. Компания также надеется, что экономия за счет планируемого роста количества заводов станет залогом снижения цен на солнечные панели.

ПРИНЦИП УСТАНОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Представьте, что вы хотели бы влиться в ряды пользователей солнечной энергией и генерировать электричество для домашних нужд при помощи высокоэффективных панелей. И здесь как раз на помощь приходит Solar City, специалисты которой позаботятся о том, чтобы выполнить все необходимые расчёты, вместе с клиентом сделать наброски дизайна панелей, чтобы те гармонично смотрелись на фоне вашего жилища или офисного здания.

Далее монтажники установят и подключат всё необходимое оборудование, за которое вы, в свою очередь, ничего по сути не платите. Звучит слишком неправдоподобно, чтобы быть правдой, однако схема работы компании действительно соответствует озвученному принципу. Интерес Solar City заключается в том, чтобы приобщить американцев к альтернативному источнику энергии даже с привлечением сторонних инвесторов для осуществления сделки. А будущий обладатель, получивший всё оборудование и не потратив ни цента, просто станет ежемесячно оплачивать уже не электричество, выработанное на государственных АЭС или ТЭС, а сгенерированное его собственными солнечными батареями.

То есть в данном случае действует такое понятие, как лизинг: вы платите за монтажные работы, но не платите за достаточно дорогостоящее оборудование. В дальнейшем же ваши затраты будут прямо пропорциональны показанию электросчётчика. В итоге выгода становится очевидной:

  1. Значительная экономия на ежемесячных расходах на электроэнергию;
  2. Забота об окружающей среде;
  3. Весьма эффективная реклама такого источника электричества, как солнечные панели, а также принципов работы самой компании Solar City.

Такой простой и гениальный шаг позволил обогнать Элону Маску ближайшие энергетические компании-конкуренты в одно мгновение. После того, как в распоряжении Solar City оказалась и Silevo, с которой оценивается аналитиками до $400 млн, уже в ближайшем будущем станет возможной равноценная конкурентоспособная борьба с производителями из Поднебесной. Солнечная энергия обязана быть не просто эквивалентной по стоимости в сравнении с другими энергоносителями, но и стать по-настоящему массово распространённой.

ИННОВАЦИИ

Известная американская компания SolarCity, работающая в области солнечной энергетики, недавно объявила о выпуске новой системы, которая сделает установку солнечных батарей на навесы более простой, дешевой и безопасной. Новый продукт называется ZS Beam , это часть линейки продуктов Zep Solar, производимых SolarCity. Как утверждает компания, эта система обеспечит большему количеству предприятий, школ и других организаций возможность более легкого перехода на использование возобновляемых источников энергии.

Одним из основных преимуществ новой технологии SolarCity является возможность значительно снизить затраты на строительство. Это особенно актуально в свете прогнозов экспертов по существенному расширению американского рынка солнечных навесов в самое ближайшее время – с 180,2 МВт годовой установленной мощности в 2014 году до прогнозируемых 317,9 МВт мощности в 2016 году. 76 процентов за два года – это большой рост.

В системе ZS Beam используется специальный зажим, который фиксирует солнечные панели на опорной конструкции навеса, располагаясь не сверху, как у обычных массивов фотоэлектрических панелей, а снизу. Это обеспечивает повышение уровня безопасности и увеличение скорости установки.

Помимо этого в системе ZS Beam реализована технология автоматического электрического заземления при установке панелей, которая устраняет необходимость в использовании многочисленных свободных незатянутых крепежных деталей, как правило, способствующих снижению уровня безопасности. Как и все продукты в линейке Zep Solar, система ZS Beam обеспечивает эстетичность внешнего вида навеса, благодаря технологии бесшовного соединения солнечных модулей в одной плоскости.

Система ZS Beam полностью совместима с другим продуктом компании SolarCity, ZS Peak, легкой системой крепления, предназначенной для коммерческих плоских крыш и позволяющей значительно увеличить количество солнечных батарей, которые могут быть установлены на каждой крыше.

НОВАЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ от TSLA

Компания Tesla Motors, на днях представившая отчет о своей финансовой деятельности в 2014 году, анонсировала новую аккумуляторную батарею для домашнего использования. По словам представителей компании, система предназначена не для размещения в электромобилях, а для использования в домах и офисах. Разработчики утверждают, что батарея предназначена для использования с солнечными панелями, такой аккумулятор будет запасать энергию, генерируемую фотоэлементами. В некоторых регионах, считают авторы проекта, такая гибридная система позволит вовсе отказаться от внешних источников энергии, электричества, поставляемого энергокомпаниями. Новое устройство будет представлено уже через месяц или два. Элон Маск также сообщил, что общая конструкция батареи уже готова, и в течение полугода планируется начало массового производства «домашних аккумуляторов». Компания Tesla, собственно, уже предлагает системы хранения энергии через SolarCity Corp., компанию, где Элон Маск занимает пост главы совета директоров, и является крупнейшим акционером. Но эти системы используются, в основном, корпоративными клиентами. А новая разработка будет предназначена для частных лиц и домохозяйств. По мнению руководства Tesla, именно домохозяйства, частные клиенты, смогут стать наиболее обширным рынком сбыта для таких систем хранения энергии. Особенно это характерно для регионов с большим количеством солнечной энергии и сильными ветрами - например, Калифорния. Уже подсчитано, что совокупная потребность домохозяйств в системах хранения энергии к 2020 году может достичь величины в 1,3 Гигаватт. По словам Маска, батарея будет плоской, и монтироваться на стене. В батарее будет двунаправленный инвертор, и все это будет легко и без проблем подключаться к домашней электрической сети.

Целый город перешел на солнечные батареи!

В Японии построили самый экологичный город в мире. Все дома в нем используют солнечную энергию, расход воды сокращен на 30%, а вместо общественного транспорта используют электромобили и велосипеды. Н едавно состоялась официальная церемония открытия «умного» города Фуджисава. Fujisawa SST Square является архитектурным комплексом, который располагается на центральной площади города. Отсюда осуществляется управление всеми объектами городской инфраструктуры. В Фуджисаве уже появились первые жители, всего же город рассчитан на 3000 горожан и 1000 домовладений. Окончательно в городе будут выполнены все запланированные работы уже в 2018 году. Более 30 % электричества Фуджисава будет получать из альтернативных возобновляемых источников, в первую очередь - за счет солнечных батарей. Это на 70 % сократит углеродный след. Потребление воды также сокращено на 30 %. В случае землетрясения и прекращения электроснабжения город сможет полностью обеспечить своих жителей электричеством, связью и даже горячей водой в течение трех суток. Все оборудование в городе используется с обязательным условием экономной траты энергии. В Фуджисаве нет бензиновых автозаправок, зато есть развитая сеть заправок для электрокаров. Для тех жителей, у кого нет личного транспорта, доступны для аренды электромобили, электроскутеры, велосипеды и другой экологичный транспорт. Система безопасности жителей обеспечивается видеонаблюдением в общественным местах и системой датчиков и сенсоров, которые позволяют, например, обеспечивать уличное освещение только тогда, когда по улице идут люди, что дает возможность эффективнее использовать электроэнергию. Общая стоимость проекта составляет 500 миллионов долларов, но несмотря на большой бюджет, этот инновационный экологичный город является только началом, так как компания нацелена на массовое распространение модели Фуджисава, которая подразумевает автономное и устойчивое развитие города в течение 100 лет.


В Калифорнии запущена крупнейшая в мире солнечная электростанция

В округе калифорнийского города Сан-Луис-Обиспо (США) недавно было завершено развёртывание последней 40-мегаваттной фазы солнечной электростанции Topaz. В результате эта электростанция заработала в полную силу и стала самой масштабной работающей солнечной электростанцией не только в США, но и во всём мире. Строительством Topaz занималась компания First Solar - совокупные затраты на проект составили $9 млрд долларов. В электростанции применено 9 миллионов солнечных батарей, занимающих площадь в 9,5 квадратных километров. Производство началось два года назад, а завершиться оно должно было лишь в следующем году. Так что запуск раньше срока - приятный сюрприз. Ожидается, что проект сможет генерировать 550 мегаватт энергии, чего достаточно, например, для электроснабжения 160 тысяч домохозяйств. Запуск такой станции также позволит сократить объём выброса диоксида углерода на 377 тысяч тонн каждый год. При этом электростанция была возведена на расстоянии минимум в 10 километров от наиболее значимых районов национального памятника Карризо Плэйн и лучших сельскохозяйственных земель. Стоит отметить, что Topaz вряд ли сможет долго удерживать звание самой масштабной и мощной солнечной электростанции в мире. Например, уже в следующем году 580-мегаваттный проект Solar Star компании SunPower должен достигнуть своей максимальной проектной мощности (в настоящее время его мощность составляет 309 МВт). А ещё раньше заработает 550-МВт электростанция Desert Sunlight от First Solar (сейчас её мощность достигает 524 МВт). Стоит отметить, что оба объекта тоже строятся в Калифорнии.

ИНВЕСТИЦИИ

Honda и SolarCity потратят $50 млн на солнечные батареи

Компании Honda и SolarCity объявили о сотрудничестве, в рамках которого будет затрачено $50 млн на проекты по получению электроэнергии от солнечных батарей. Партнерство направлено в первую очередь на решение проблем загрязнения окружающей среды и высокой стоимости электроэнергии.Использование солнечных батарей, по мнению представителей компаний, позволит существенно сократить как , так и обслуживание традиционных электросетей. Новая программа, как считают партнеры, позволит сделать электроэнергию еще доступнее для клиентов Honda и Acura, а также для дилерских центров. «Наше сотрудничество с Honda позволит создать новые рабочие места и внесет вклад в борьбу с загрязнением воздуха и изменением климата», - заявил гендиректор SolarCity Линдон Рив.

Google планирует инвестировать в SolarCity

Google намерена инвестировать около 300 млн. долларов в SolarCity для финансирования порядка 25 тысяч бытовых солнечных систем автономного электроснабжения.

SolarCity - лучшая компания, которая предоставляет бытовые солнечные системы в Америке, но промышленность в этой сфере все еще находится на уровне зачаточного состояния и первоначальные затраты на получение солнечной энергии в быту достаточно высокие. Чтобы исправить данную ситуацию, SolarCity будет устанавливать солнечные батареи непосредственно на жилые дома, используя полученные средства, а домовладельцы смогут платить ежемесячную абонплату компании, вместо того, чтобы тратить более $20000 на установку системы вырабатывающую солнечную электроэнергию.

Сообщается, что SolarCity создала в сумме $750 млн. для таких проектов (этот фонд является крупнейшим в области бытовой солнечной энергетики). Google ранее уже инвестировал $280 млн. в SolarCity, которую поддерживает Илон Маск, являющийся председателем правления.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Solar City – американская компания, которая занимается поставками фотоэлектрических (солнечных) батарей. Очередное инновационное детище Элона Маска (после PayPal и Tesla Motors). Специализируется на разработке и установке специальных энергетических систем, а также постройке заправочных станций для электромобилей.

Solar City Элона Маска

Solar City – это инновационный проект, который основали братья Райв и Питер Линдоны с подачи Элона Маска. До этого Райв соосновал и вывел на рынок софтверную компанию Everdream, которая впоследствии была поглощена корпорацией Dell . К слову, Райв – двоюродный брат инвестора и выдающегося предпринимателя Элона Маска. Их матери – близняшки.

История Solar City

История Solar City – это блестящая история венчурного стартапа, которая началась в 2006 году. Уже в 2007 году компания Solar City стала полноценным игроком американского рынка нетрадиционной энергии. 2008 – в этому году окончательно сформировалась уникальная бизнес-модель Solar City. Она позволяла покупателям солнечных систем существенно снизить месячные платежи. Суть в том, что батарея устанавливается на крыше дома с минимальной предоплатой, остается в собственности Solar City, а произведенная энергия продается жильцам по тарифу, который в разы ниже платы за обычное электричество обычному ЖКХ-предприятию. Также в 2008 начинается активная экспансия в госучреждения и коммерческие компании. В частности в мае был завершен крупнейший проект по установке более 3 000 солнечных батарей в штате Сан-Хосе на офисных зданиях, принадлежащих компании eBay. Как говорилось в пресс-релизе Solar City, общая площадь уложенных батарей составила 60 000 квадратных футов. Спустя 2 месяца в июле похожий проект был осуществлен совместно с компанией British Motors в штате Сан-Франциско (более 1 600 батарей). 2009 – сделка по покупке «SolSource Energy business of Clean Fuel Connections, Inc.». Это позволило компании Solar City выйти на рынок электрозаправок. Громкая M&A-сделка сопровождалась громкой маркетинговой компанией. Совместно с банком Rabobank Solar City предоставила владельцам машин Tesla возможность бесплатной заправки. Правда это касалось только одного маршрута – «U.S. Route 101 in California» (Сан-Франциско – Лос-Анджелес). 2011- Solar City стала лидером в области установки солнечных систем в США. Также был проанонсирован проект «SolarStrong». В его рамках компания собиралась обеспечить солнечной энергией все приватизированные армейские строения, о выкупе которых было объявлено в 2011 году. Это порядка 120 000 построек. Стоимость проекта - $1 миллиард.

Акции Solar City

Сентябрь 2013 – общее число контрактов достигло 72,5 тысяч. В компании заявили, что суммарный доход по ним составит $1,737 миллиарда. 11 Октябрь 2013 – компания опубликовала отчет, в котором заявила о расширенной мощности своих новых батарей – 278 МВатт. В дальнейшем – ее увеличение до уровня 475-525 МВатт. В этот же день акции Solar City взлетели на 23% и закрылись на отметке в $47. Для сравнения, IPO проходило по цене $8 акцию.

Во введении я хотел бы сказать пару слов про личность Илона Маска. Полагаю, что такое описание поможет вам лучше понять стиль бизнеса этого человека. Если вы с Маском хорошо знакомы, то переходите сразу к основной части текста.

Если вы хотя бы изредка следите за новостями или смотрите картинки в социальных сетях, то на вопрос, кто самый известный, одиозный и просто крутой предприниматель в мире, у вас автоматически всплывёт в голове имя Илона Маска.

Сегодня это действительно самая яркая фигура на мировой бизнес-арене.

Ходят слухи, что Тони Старк, супергерой «Железный Человек» из комиксов Marvel, был списан с Илона Маска. Однако, по-моему, Маск гораздо круче, так как в жизни совершает то, о чём фантазируют создатели комиксов. Он делает вещи, больше относящиеся к области фантастики, чем к реальности.

Нас постоянно пичкают мотиваторами, что невозможное возможно, преград нет, каждый может всё, стоит только представить и захотеть. Я, несмотря на все свои стремления к открытости мышления и знание множества примеров из мировой истории и бизнеса, как свершалось невозможное, к сожалению, так и не могу осознать в голове, как можно было решиться начать делать частную космическую компанию без денег.

Если вы подзабыли, то вкратце напомню эту историю. В конце 2000 года Илона Маска сместили с должности CEO его же собственной компании PayPal. У Маска появилось свободное время, которое он тут же решил посвятить вопросам колонизации Марса и созданию частных транспортных космических ракет. Такой неожиданный поворот может скорее вызвать предположение, что у человека с расстройства крыша немного поехала. Предприниматель даже летал несколько раз в Москву в надежде купить по дешёвке межконтинентальную баллистическую ракету «Днепр». Однако не сошлись в цене. «Наши» выставили ценник в 8 миллионов долларов за штуку. Маск посчитал, что чересчур дорого. Следует понимать, на тот момент всё состояние предпринимателя оценивалось в 2.8 такой ракеты. Именно столько Маск получил в 1999 году за продажу своей компании Zip2. Но удача пришла откуда не ждали, и в октябре 2002 года eBay купила PayPal, а Маск как крупнейший акционер получил 165 миллионов долларов. И, обладая состоянием около 200 миллионов долларов, Илон Маск решился создать SpaceX, первую частную космическую компанию. Для понимания порядка цифр: запуск «Прогресса» стоит около 50 миллионов долларов, NASA за год стабильно «проедает» бюджет в 19 миллиардов долларов и умудряется жаловаться на скудное финансирование.


Получается, по меркам космической отрасли Илон Маск – паупер. Собственно, есть воспоминания, как он решился на такой шаг. В 2001 году Маск с товарищем Адео Ресси (тоже предприниматель, заработавший на интернет-буме) на машине возвращались в Нью-Йорк. По дороге обсуждали дела и то, куда вложить заработанные деньги. Слово за слово, речь зашла про космос и колонизацию Марса. Сначала они оба сошлись на мысли, что это безумно дорого. Спустя несколько километров задумались: а безумно дорого – это сколько именно в деньгах? Ещё через пару километров проснулось возмущение: а чего так дорого-то, неужели нельзя дешевле? Где-то на подъездах к городу мысль сформировалась окончательно: надо попробовать самому сделать дешевле. Дальше – больше: нельзя же до космического шаттла добираться на автобусе, нужно подходящее транспортное средство, поэтому в 2003 году запустили Tesla Motors. В 2006 году пришло осознание: дальше так жить нельзя, нужно по-другому. Это привело к созданию SolarCity, компании, цель которой – разработка альтернативных источников энергии. В последнее время Маск попутно мастерит Hyperloop – общественный транспорт будущего, занимается разработкой искусственного интеллекта и исследует возможности совмещения ИИ и человеческого мозга. А ещё продаёт огнемёты. Точно не знаю, как это соотносится с прочими футуристическими концептами предпринимателя. С другой стороны, качественный огнемёт лишним в хозяйстве точно не будет.


При всей бизнес-деятельности Илон Маск умеет хорошо проводить время.


Немного красного вина, винтажные записи, амбиен и… магия! Примечание: под амбиеном подразумевается сильнодействующее снотворное, которое может вызывать привыкание. Как понимаю, может вызывать и наркотическое опьянение

И, конечно, характеристика предпринимателя была бы неполной, если не упомянуть, что у него потрясающие женщины. Его вторая жена – Талула Райли.

А в 2017 году он начал встречаться с Эмбер Хёрд, что, безусловно, стало для меня ударом, так как после расставания актрисы с Джонни Деппом я сразу же собрался в США. Однако посольство, как назло, затянуло с визой, коварный Илон Маск меня опередил, а на новогодние каникулы они ездили в Чили.

Такая пространная вступительная часть была необходима для осознания, что Илон Маск – по-настоящему масштабная личность. Однако, несмотря на весь «экшн», основной драйвер многих его компаний – это шоу и продажа обещаний инвесторам, так как на самом деле технологичные новинки Маска не так эффективны, как хотелось бы, а компании, к сожалению, убыточны. И в большей степени продукты Tesla – это игрушки для богатых людей, желающих продемонстрировать, что они на острие прогресса и заботятся о планете.

Для примера предлагаю поговорить про SolarCity, в 2016 году объединенную с главной компанией под общим брендом Tesla (для простоты восприятия так и будем в дальнейшем называть).


С 2015 года Tesla начала реализацию Powerwall. Сейчас на рынке продаётся уже второе поколение. По сути, это большая батарейка, мощности которой хватит на весь ваш дом. Её можно использовать как резерв на случай перебоев электроснабжения, также можно комбинировать с фирменными солнечными батареями, что в теории должно сделать дом автономным, экологичным, а главное, позволить сэкономить на оплате счетов. Именно в рамках последней опции Tesla недавно представила не отдельные солнечные панели, а вариант полноценной солнечной крыши.

Схема работы Powerwall и солнечных панелей

Итак, новая игрушка обойдётся в 65 000 долларов за стандартную американскую крышу (280 квадратных метров). К этой цифре следует прибавить ещё 8 600 долларов за Powerwall с установкой и коммуникациями. Надо заметить, что налоговый вычет составляет около 15 000 долларов.


Дом с солнечной крышей Tesla

Однако всё равно это очень большие деньги, так как просто покрыть крышу специальным асфальтом, а сверху прицепить солнечные панели, продающиеся на рынке, стоит 29 000 долларов. В теории Tesla говорит, что за 30 лет крыша полностью окупится и начнёт приносить прибыль, так как компания заявляет о вечной гарантии. Таковы вводные данные, а теперь давайте разбираться, почему это очень плохая сделка для потребителей, для самой компании и даже для американской экономики в целом. Последнее нам, живущим в сильной России, в теории должно быть индифферентно, но следует помнить, что если хлопнет там, то потом постучит и здесь.

Начнём со стороны клиентуры. Словосочетание «вечная гарантия» несомненно греет душу любого покупателя. Однако, к сожалению, в данном случае это всего лишь рекламная уловка, так как на самом деле гарантия распространяется только на стекло, из которого сделаны солнечные панели. При этом Tesla тактично умалчивает о естественной деградации способности батарей производить энергию. Судя по статистике, мощность солнечных панелей снижается на 0.5-1%, так что через 30 лет придётся либо менять панели, либо снижать энергопотребление. Вообще, другие производители говорят, что 30 лет – это предельный срок жизни солнечной панели.

Второй камень в огород Tesla прилетел от Дэвида Левина, владельца Geostellar, компании, также работающей на рынке солнечных батарей, который сравнил дорогущую крышу с премиальной версией Apple Watch за 17 000 долларов. Возможно, вы уже и забыли, что у Apple был такой гаджет. Однако в 2015 году это была маленькая сенсация, когда начали поговаривать, что настал конец индустрии премиальных часов. На CultOfMac даже вышла статья под броским заголовком «Почему 17 000 долларов за золотые Apple Watch – это чересчур дёшево».


Но спустя время Купертино просто тихонько сняли часы с продажи. В Apple верили, что смогут позиционировать продукт вровень с элитными часами, но, к сожалению, по восприятию он так и остался на уровне фитнес-трекера, который, как и любая техника, устареет через год.

Солнечная крыша – это для простых обывателей в какой-то степени тоже гаджет, который будет устаревать, так как год от года на рынке будут появляться более энергоэффективные решения.

Однако главный минус Tesla-крыши заключается в том, что она не так эффективна, как говорит компания. На сайте при заказе крыши можно посчитать размер экономии. Для небольшого дома Tesla обещает 43 тысячи долларов за 30 лет (агрегированный счёт за электричество). Однако установка самой крыши с учетом налогового вычета будет стоить 41 000 долларов. Таким образом, выгода за 30 лет составляет всего 2 000 долларов. Гораздо легче положить деньги на депозит в банке под классический американский 1% в год.

Дэвид Левин в качестве показательного примера привёл расчёт солнечных батарей его компании, продающихся по средней для рынка цене. По его расчётам, цена переоборудования в солнечную крыши такого же дома, как и приведенного в пример на сайте Tesla, составит 27 800 долларов с учетом налогового вычета. Однако при схожих размерах его крыша может производить больше энергии, так как Tesla заявляет, что только 60% кровли будут производить энергию, а отдельными солнечными панелями можно покрыть крышу полностью.

За 30 лет обычная солнечная крыша произведёт электричества на 61 000 долларов. Таким образом, – наивно заключает Левин, – экономим более 33 000 долларов. Наверное, он предполагает, что излишки энергии пойдут на продажу соседям. Однако при сравнении лоб в лоб с Tesla экономия всё равно получается в 15 000 долларов. А это, согласитесь, гораздо интереснее, чем изначальные 2 000 долларов.

Получается, что потребителю выгоднее просто купить обычные солнечные панели, но, вероятно, с эстетической точки зрения это будет не так впечатляюще выглядеть, как вариант от Tesla.

Теперь давайте разберём, почему самой Tesla невыгодно продавать свою стильную, но дорогую крышу. Начать следует с самого простого и безапелляционного факта: Илону Маску следует больше сконцентрироваться на бизнесе, а не ухлёстывать за женщинами и разъезжать по Чили, так как SolarCity и Tesla глубоко убыточны.


Твои будни, когда у тебя убыток под миллиард долларов

Обе компании публичные, торгуются на биржах, поэтому ежегодно прилежно сдают в Федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам свою отчётность. Нас интересует форма под наименованием 10-К, страница 27, где рисуются таблички движения денежных средств. В 2014 году чистый убыток (net loss) составил 375 млн, в 2015 году – уже 768 млн, а в 2016 достиг впечатляющих 820 миллионов долларов. После слияния отдельных данных по SolarCity нет, но за 2017 год Tesla заявила убыток в 1,96 миллиарда долларов, хотя ранее была на уровне потерь в 700-900 миллионов.

Получается, что Tesla, несмотря на высокую цену, продаёт товар себе в убыток, так как, судя по отчётам, при росте выручки растёт и чистый убыток. И, по грубым прикидкам, цена должна быть раза в два выше, чтобы выходить в ноль.

Второе, что мне не понравилось в деятельности компании Илона Маска, это подпункт «Операционные расходы». Обратите внимание, какие в такой инновационной компании расходы на маркетинг (Sales and marketing), а какие на исследования и разработку новых технологий (Research and development).


Безусловно, здесь следует держать в голове тот факт, что гражданский рынок солнечных батарей находится ещё на начальных стадиях развития, поэтому все компании вынуждены тяжело и много вкладывать в продвижение. А так как целевая аудитория – это владельцы собственных домов, то это люди возрастом обычно 35+, больше доверяющие традиционной рекламе (телевизор, бумажные носители, коммивояжеры), которая стоит дороже, чем digital. Для Tesla ситуация усугубляется ещё и тем, что компания продаёт свои товары по цене выше рынка и вынуждена крутиться как только может. Например, она подрядила водителей Uber рассказывать своим клиентам во время поездки про солнечные панели. Если такой пассажир впоследствии совершит покупку, то водитель получит денежный бонус в размере 1 000 долларов. К слову, метод оказался вполне рабочим. Нашёл небольшую статистику, что с июня по середину сентября 2016 года 50 водителей совершили 220 сделок.

Однако, помимо болезненных укусов от всякой мелочи, недавно Tesla щёлкнул по клюву ближайший конкурент SunRun, по итогам года установивший больше солнечных батарей в частном секторе. По сути, там минимальный разрыв в несколько десятков установок, а если брать общее количество установок b2b и b2c, то Tesla впереди. Однако всё же для Tesla, привыкшей на протяжении пяти лет быть бескомпромиссным лидером индустрии, эта ситуация стала неприятным звоночком. Да и бахвальство CEO SunRun Линна Юрича о том, что компания вступает в 2018 год в качестве лидера рынка, что они достигли максимальной прибыльности, а денежный поток положительный, полагаю, изрядно раздражает Илона Маска.

Сложная рыночная конъюнктура и убыточность продаж солнечных панелей – это одни из главных причин, почему произошло слияние с Tesla и SolarCity попросилась под крыло материнской компании: терпеть в одиночку больше не получалось.

Третий пункт, вызывающий у меня вопросы к Tesla, это излишне активное развитие. Чего стоит запущенная осенью 2017 года так называемая Gigafactory 2, ставшая крупнейшей фабрикой по производству солнечных панелей в западном полушарии. А в планах уже строительство ещё одной фабрики в Европе. Такое агрессивное развитие подразумевает, что в будущем ситуация на рынках будет стабильна, а мир активно продолжит внедрять новые технологии. Переход на альтернативные источники энергии, безусловно, произойдёт, но, например, тот же президент США Дональд Трамп в меру сил препятствует этому. Недавно лидер США предложил ввести 30% налог на импортные компоненты для солнечных панелей. Да и вообще, Трамп – противник «зелёной» энергии.

Однако такие траты на маркетинг и, по сути, субсидирование своих товаров неминуемо вызывают вопрос: откуда деньги? И тут мы подходим к третьему пункту, что продажи солнечных панелей Tesla вредны и для экономики в целом. Ежегодно компания сжигает под миллиард долларов, но это не её деньги. Это деньги институциональных инвесторов, в качестве которых выступают банки и различные хедж-фонды, которые находятся в постоянном поиске, куда же вложить свободные средства. Идея заключается в том, что на данный момент в США каждый житель может получить 30% налоговый вычет от стоимости оборудования по производству солнечной энергии. Компании, как SolarCity, предлагают не купить продукт, а взять в аренду, а установку проводят за свой счёт. Получается, что банк инвестирует деньги и сразу получает 30% назад в качестве налогового вычета. Собственно, со временем здесь есть вероятность такого же пузыря, как на рынке ипотек, породившего кризис 2008 года.

Послесловие

На текущий момент состояние Илона Маска оценивается в 22 миллиарда долларов. Как вы догадываетесь, это не наличные, а акции собственных компаний, ежегодно генерирующих убытки и успешно существующих благодаря вере в гений предпринимателя. Однако если вы не патриарх или римский Папа, то бизнес, основанный на вере, – крайне шаткий вариант. Кое-где на форумах и в прессе встречаются статьи, что Маск – это своего рода Остап Бендер нашего времени. Даже на сайт публиковалась статья одного из сторонников такого мнения:

Мне же кажется, что Илон Маск – визионер, наверное, немножко прожектер. Полагаю, что для самого Маска это попытка реализовать мечту о светлом будущем. Возможно, он рассчитывает переехать на Марс к тому моменту, как кредиторы решат взять его за горло. А там уж как хотите, пусть судебные приставы собираются в экспедицию и летят следом взыскивать долги.

Не вызывает сомнения, что все идеи и технологии Маска правильные. В своё время они найдут применение и, безусловно, станут коммерчески эффективными, ведь всё-таки инновации и реализация новых технологий – это кропотливый труд. В то время как толпа хочет всё и сразу. Однако вызывает опасение тот факт, что созданные им убыточные компании могут попросту не дотянуть до светлого будущего. Или же их могут съесть конкуренты. Так как если кардинально не сменить стратегию, то это вопрос времени, когда та же SunRun выйдет в лидеры по всем направлениям.


Сейчас бизнес Маска попал в порочный круг, когда нужно сжигать всё больше денег на маркетинг для привлечения новых инвесторов. Ведь именно для этого и проводятся все эти распродажи огнемётов, кепок и прочая медийная активность вокруг персоны одиозного бизнесмена.

Пишите в комментариях своё мнение про Илона Маска. Если среди читателей есть владельцы солнечных батарей, то, пожалуйста, не поленитесь написать и рассказать про свой опыт.

  • Перевод

Tesla и SpaceX Илона Маска (Elon Musk) впечатляют. Но компания SolarCity, которую он основал вместе со своими братьями, может перевернуть мир.

Нельзя не согласится с тем, что персона Илона Маска, как и его смелые проекты, вызывают неподдельный всеобщий интерес: чего только стоят компания по производству электрических автомобилей Tesla Motors и частный бизнес SpaceX по созданию космических ракет. И неудивительно, что биография господина Маска стала бестселлером этого года. Но для меня самым важным и интересным предприятием иммигранта из Южной Африки стало то, которое привлекло гораздо меньшее внимание прессы. Это SolarCity – компания, целью которой является усеять солнечными панелями крыши американских граждан.

Работа Маска над Tesla может вызвать некоторые ассоциации с трудами Генри Форда. Однако компания SolarCity делает параллель между этими двумя успешными бизнесменами куда более очевидной. Сам Маск является управляющим компании, концепт которой он предложил своим двум кузенам: Линдону Риву (Lyndon Rive), который в настоящее время занимает пост главного исполнительного директора, и Питеру Риву (Peter Rive), родному брату Линдона, который на данный момент является главным техническим директором компании.

Когда дело доходит до создания новых отраслей промышленности, разработка новой технологии – это только начало. Как уже отмечено ранее, инновации в бизнес-моделях и процессах могут быть столь же важны, как и сам момент озарения. Генри Форд не изобретал двигатель внутреннего сгорания. Но он собрал воедино и довел до совершенства комбинацию процессов, методов и инструментов. Суперэффективная линия поточной сборки, полный цикл производства, огромные масштабы, смелая кадровая политика, зарплата для рабочих 5 долларов в день и передовые техники финансирования сделали переворот в автомобилестроительной промышленности, превратив машину из дорогой игрушки для богатых в привычный элемент жизни граждан среднего класса.

Теперь Tesla открыла новую веху в продаже автомобилей – машины поставляются непосредственно заказчикам без участия дилеров. И предприятие работает над тем, чтобы обеспечивать полный цикл производства, занимаясь строительством собственного завода по производству аккумуляторов. Но, по сути, компания продает небольшое количество невероятно дорогих спортивных автомобилей очень богатым людям. Tesla Motors в настоящее время находится на том же этапе развития, на котором был Ford Motor Co. в 1903 до появления Model T.

Компания SolarCity, о которой я впервые написал шесть лет назад, когда она насчитывала всего несколько сотен сотрудников, имеет меньшую суммарную рыночную стоимость, чем Tesla (5,7 млрд долларов против практически 34 млрд). Однако можно привести аргументы в пользу SolarCity, у которой все предпосылки для того, чтобы развиться в более экономически мощную компанию. На предприятии работают около 12 тыс. человек и компания открывает по 500 новых вакансий каждый месяц, как недавно сказал мне Линдон Рив. В течение этого года каждый месяц к армии клиентов SolarCity добавлялось по 12 тыс. человек на территории США. Уже в конце июля этого года было сообщено, что число клиентов компании составило 262 495 человек по состоянию на 30 июня. (Обе компании обычно дают информацию об убытках, нежели прибыли.)

SolarCity, которая взяла курс на то, чтобы оснащать солнечными панелями крыши домов и зданий, не изобретала сами солнечные модули. Но, как и Ford Motor Co., компания связала воедино и довела до совершенства комбинацию функций и дисциплин: эффективная сборка, экономия за счет увеличения масштабов производства, вертикальная интеграция и инновационные техники финансирования – все это сможет сделать реальностью массовое внедрение. И SolarCity постоянно ищет и находит пути для расширения своего рынка.

Давайте рассмотрим. Несколько лет назад, высокая стоимость солнечных панелей был непомерно сдерживающим фактором для их массового внедрения; домовладельцы должны были бы с ходу выложить от 30 тыс. до 50 тыс. долларов в обмен на то, что в течение ближайших десятилетий это решение принесет им экономию. Так предприятием SolarCity была разработана стратегия, в основе которой лежит идея аренды, что позволяет людям без затрат с их стороны устанавливать батареи на крыши своих домов и сразу же получать от этого пользу в виде сэкономленных денег. Согласно исследованиям GTM Research, 72% из общего количества установленных солнечных батарей относились к арендованным. На SolarCity приходилось 34% от этого числа, что делает компанию безоговорочным лидером рынка на сегодняшний день.

Возможность сэкономить на электроэнергии без необходимости изначально вкладывать средства является привлекательным предложением. Но создание таких систем – очень капиталоемкое занятие. Такая компания как SolarCity сталкивается с той же проблемой, что и обычные клиенты, – необходимостью огромных капиталовложений при том, что доходы (в виде налогового вычета, прибыли от лизинга или оплат за электроэнергию) не появятся в ближайшие недели или даже годы. Это убыточное положение – по крайней мере, в первые годы (чистый убыток SolarCity в 2014 году составил 375 млн долларов). Для продолжения роста компания разработала еще один новый набор техник финансирования. Она заключает сделки с такими крупными фирмами с Уолл-стрит, как Goldman Sachs, чтобы финансировать строительство тысяч систем, и объединяет лизинговые предложения в специальные пакеты, которые могут быть приобретены частными инвесторами.

Установка солнечных батарей на крышах домов – это бизнес, в котором трудно добиться уменьшения расходов за счет увеличения масштабов производства. Дело в том, что пока на данное предложение нет массового спроса: 30 панелей на крышу здесь, 25 – там… Но в SolarCity нашли путь, который превратил этот розничный бизнес в нечто напоминающее оптовое предприятие. Компания заключила серию сделок с министерством обороны, водрузив солнечные панели на крыши домов военнослужащих: 6500 домов на Гавайях и еще 6000 на территории Сан-Диего. В Калифорнии, которая является крупнейшим рынком сбыта для SolarCity, компания построила сеть из 40 складов, служащих пунктами распределительного хранения для единичных проектов. В попытке организовать весь цикл производства предприятие Илона Маска в прошлом году приобрела производителя солнечных батарей, компанию Silevo. Теперь SolarCity строит огромный завод в Буффало (штат Нью-Йорк), который будет поставлять дешевые панели для дальнейшей установки.

Сейчас компания действует с размахом, использует опыт и новейшие техники финансирования для того, чтобы ворваться на новый рынок: малый бизнес. Для огромных компаний с хорошим доходом и множеством зданий с гигантскими крышами (например, Wallmart или Ikea) установка солнечных батарей является очевидным решением в случаях, когда предложение является заманчивым. Компании по установке солнечных батарей желают работать с такими заказчиками, потому что установка массива из 5 тыс. панелей куда более выгодна экономически, нежели строительство 100 массивов по 50 панелей. Это оставило в стороне владельцев предприятий малого бизнеса, которые могут предложить крыши куда меньшей площади, да и доход у них значительно меньше. «Обычно установщики солнечных панелей не заинтересованы в коммерческой системе менее 500 киловатт», – сказал мне Линдон Рив во время интервью в конце июля.

Неделю назад компания SolarCity объявила, что будет предлагать лизинг предприятиям малого бизнеса. Условия похожи на те, которые фирма предлагает домовладельцам: в самом начале не требуется никаких капиталовложений, заказчик сразу же начинает экономить от 5 до 25 процентов на электроэнергии, а также получает гарантию того, что тарифы не повысятся в течение 20-летнего срока лизинга. Минимальный размер систем может быть равен 30 киловаттам (100-125 панелей). «Мы построили инфраструктуру для того, чтобы самостоятельно осуществлять установку панелей», – сказал мне Рив. Благодаря установке панелей на тысячах крыш домов, SolarCity разработала процессы для быстрого монтажа батарей на крышах при небольших фиксированных расходах. Кроме того, SolarCity объединяет финансовые инновации – лизинг в области солнечной электроэнергетики – с другим. Например, в Калифорнии предприятия могут участвовать в отдельных энергетических программах, по которым владелец имущества может получить финансовые средства для того, чтобы произвести какие-то улучшения, а затем постепенно выплачивать специальный налог – что-то наподобие налога на имущества.

Вместо того чтобы завоевать свое место под солнцем на существующих рынках, как это пытается сделать Tesla, SolarCity обращается к инновациям, чтобы создать совершенно новые рынки, как это сделал Форд. Конечно же, между SolarCity 2015 года и Ford Motor Co. образца 1915 года есть ряд важных отличий. Продажи Model T в основном не зависели от государственных дотаций. SolarCity, как и другие компании, занимающиеся установкой солнечных батарей, получили огромную выгоду от федерального налогового кредита для финансирования долгосрочных капиталовложений в солнечную энергию (эта программа завершится в 2016 году). Генри Форд довольно быстро сколотил огромное состояние даже несмотря на капиталовложения в производственные мощности и прием на работу тысяч сотрудников. А есть ли прибыль у SolarCity? Скорее нет, чем да. По крайней мере, по состоянию на данный момент. Компания сообщила о том, что во втором квартале выручка выросла на 67 процентов по сравнению с прошлым годом, в то время как текущие убытки составили 132 млн долларов. Тем не менее, большим преимуществом компании является то, что она развивается в тот период, когда есть средства на финансирование строительства массивов солнечных панелей. В конце прошлого месяца компания объявила о том, что планирует собрать еще 124 млн долларов с помощью лизинговых платежей от своих клиентов.