В целях определения соответствия муниципального служащего проводится. Документы по аттестации служащих. Как пройти аттестацию

Аттестация (лат. свидетельство) – механизм и технология определения соответствия чиновников замещаемой должности ГГС на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Участие в аттестации – одна из важных обязанностей государственного служащего. Это не только необходимый этап прохождения ГГС, но и мотивационный фактор для повышения профессиональной подготовки и карьерного роста.

Аттестация осуществляется периодически, а ее результаты носят юридическую силу. Аттестация носит комплексный характер оценки и предусматривает строго определенный порядок использования ее результатов.

Аттестация муниципальных служащих – метод оценки деятельности муниципальных служащих в период их работы.

Аттестация муниципальных служащих призвана способствовать совершенствованию деятельности ОМСУ по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих. При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестации подлежат муниципальные служащие как руководители, так и специалисты. При этом аттестация проводится 1 раз в 3 года. Очередная может быть при сокращении должности, изменении условий оплаты труда.

Цель аттестации – определение соответствия муниципального служащего занимаемой должности.

Задачи аттестации:

Þ Способствовать формированию кадрового состава;

Þ Выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, повышение стимула его профессионального уровня;

Þ Определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки, переподготовки;

Þ Формирование кадрового резерва.

Подготовка к аттестации – наиболее ответственный этап, от которого зависит эффективность всех последующих действий.

Образуется аттестационная комиссия, утверждается график, составляются списки служащих, готовятся документы, необходимые для аттестации, проводится разъяснительная работа о целях и порядке проведения аттестации.

В состав аттестационной комиссии входят представители кадровой и юридической служб, руководители соответствующих структурных подразделений, депутаты Думы, могут быть включены представители соответствующего профсоюзного органа. В работе комиссии участвуют независимые эксперты.

Комиссия формируется так, чтобы не могло возникнуть конфликта интересов.

Количественный и персональный состав комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа или его структурного подразделения.

График проведения аттестации утверждается руководителем и в письменном виде доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за 1 месяц до начала аттестации. В графике указывается: наименование структурного подразделения, где проводится аттестация, дата и время проведения аттестации, дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных исполнителей.


На каждого работника, подлежащего аттестации не позднее чем за 2 недели до начала аттестации представляется отзыв, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать всестороннюю оценку личности, индивидуальных особенностей работника, показателей результатов работы за предшествующий период. В аттестационную комиссию предоставляется также аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый представляет комиссии небольшую справку о перспективах развития, улучшения своего участка работы.

Аттестуемый должен быть заранее, не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом о его служебной деятельности. При этом он вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения и заявление о своем несогласии с отзывом.

Аттестации не подлежат служащие:

Проработавшие в должности менее 1 года;

Замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

В течение года со дня сдачи квалификационного экзамена;

Достигшие предельного возраста, установленного для замещения должности (60 лет).

ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОМСКА

(в редакции Решений Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362 , от 16.12.2015 N 415)

Статья 1. Общие положения

1. Аттестация муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Омска, аппарате Омской городской избирательной комиссии (далее - орган местного самоуправления), проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы.

2. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

3. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

от 16.12.2015 N 415)

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 2. Организация проведения аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация муниципальных служащих проводится по решению представителя нанимателя (работодателя).

Состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы определяется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

Организационное обеспечение проведения аттестации муниципальных служащих осуществляет подразделение по вопросам муниципальной службы и кадров органа местного самоуправления либо структурного подразделения органа местного самоуправления, при его отсутствии - лицо, уполномоченное на решение соответствующих вопросов (далее - кадровая служба).

2. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

3. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя (работодателем) муниципальные служащие, в том числе занимающие должности в подразделении, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы; кадровой службе; юридической (правовой) службе соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения).

Кроме того, в состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии в органе местного самоуправления либо его структурном подразделении), а также могут включаться представители органов государственной власти Омской области, иных органов местного самоуправления Омской области, научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления (его структурном подразделении) может быть создано несколько аттестационных комиссий.

5. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Кадровая служба ежегодно разрабатывает график проведения аттестации муниципальных служащих, который утверждает представитель нанимателя (работодатель).

Кадровая служба доводит график проведения аттестации до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

7. В графике проведения аттестации муниципальных служащих указываются:

1) наименование органа местного самоуправления и его структурного подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление муниципальных служащих.

8. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в кадровую службу представляется отзыв об исполнении данным муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее - отзыв), подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем, подлежащем аттестации:

1) фамилия, имя, отчество;

2) замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

9. Кадровая служба не менее чем за 10 дней до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку на отзыв.

10. Кадровая служба не позднее чем за 7 дней до проведения аттестации направляет в аттестационную комиссию документы:

Копию должностной инструкции работника;

Аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).

Статья 3. Проведение аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии аттестация муниципального служащего переносится на более поздний срок. В случае повторной неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

2. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок.

4. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

5. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, являющегося руководителем по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 16.12.2015 N 415)

6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

7. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

8. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Статья 4. Результаты аттестации

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению к настоящему Решению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

4. Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, знакомится с аттестационным листом под роспись.

5. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, а также представленный на него отзыв хранятся в личном деле муниципального служащего.

6. Материалы аттестации муниципальных служащих передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

7. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

8. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 5. Заключительные положения

1. Признать утратившим силу Решение Омского городского Совета от 07.04.2004 N 161 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аттестации муниципальных служащих города Омска".

2. Настоящее Решение подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Г.Н. Горст).

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Приложение. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ муниципального служащего

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ___________________________________________

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени,

ученого звания ___________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил,

специальность и квалификация по образованию, ученая степень,

__________________________________________________________________________

ученое звание)

4. Замещаемая должность муниципальной службы на момент аттестации и

дата назначения на эту должность _________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Стаж муниципальной службы _____________________________________________

6. Общий трудовой стаж ___________________________________________________

7. Вопросы к муниципальному служащему и краткое содержание ответов на

вопросы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Краткая оценка выполнения муниципальным служащим рекомендаций

предыдущей аттестации ____________________________________________________

(выполнены, выполнены частично, не выполнены)

10. Решение аттестационной комиссии ______________________________________

(соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы или не соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________________

__________________________________________________________________________

На заседании присутствовало ______________ членов аттестационной комиссии.

13. Примечания ___________________________________________________________

Председатель

Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены (подпись) (расшифровка подписи)
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации
__________________________

С аттестационным листом ознакомился ______________________________________
(подпись муниципального служащего,
______________________________________
расшифровка подписи, дата)

(место для печати органа местного самоуправления,
структурного подразделения органа местного самоуправления,
Омской городской избирательной комиссии)

" № 11/2015

Какие квалификационные требования установлены к муниципальным служащим? Каковы цели аттестации служащих? Какими нормативными актами определен порядок ее проведения и каков он? Из каких этапов состоит аттестация? Как формируется аттестационная комиссия? Какое решение может приниматься в результате аттестации? По какому основанию уволить служащего, не прошедшего аттестацию?

Некомпетентность муниципальных служащих, недостаточный опыт работы и пробелы в профессиональной подготовке приводят не только к снижению авторитета муниципальных органов, но зачастую и к нарушениям законодательства о муниципальной службе. Поэтому выполнение особых квалификационных требований к таким служащим должно периодически подтверждаться. В этих целях проводится аттестация. В статье рассмотрим, какие квалификационные требования предъявляются к служащим, в каком порядке осуществляется их аттестация, как формируется комиссия и на что еще обратить внимание работодателю, проводящему аттестацию.

Квалификационные требования

Одной из обязанностей муниципального служащего, установленных ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Устанавливаются такие требования муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона № 25-ФЗ).

Например, для замещения ведущих должностей муниципальной службы категории «специалисты» Постановлением администрации Ступинского муниципального района МО от 03.12.2014 № 5572-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации Ступинского муниципального района» необходимо иметь высшее образование и стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет. К профессиональным навыкам ведущих специалистов отнесены:

  • выполнение поставленных руководством задач;
  • эффективное планирование служебного времени;
  • разработка правовых актов, навыки делового письма, аналитическая работа со статистическими и отчетными данными;
  • работа со служебными документами; и др.

Квалификационные требования по конкретной должности, как правило, включаются в должностные инструкции (регламенты), с которыми служащий должен быть ознакомлен под подпись.

К сведению

Оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности может осуществляться в результате конкурса на замещение такой должности (ст. 17 Закона № 25-ФЗ).

Аттестация и цели ее проведения

Согласно ст. 18 Закона № 25-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Таким образом, если в результате будет установлено, что служащий не соответствует занимаемой должности, то есть его квалификация, в частности практические и профессиональные знания и навыки, не соответствуют требованиям по данной должности, он может быть уволен по основанию, пре­дусмотренному Трудовым кодексом, а именно по п. 3 ч. 1 ст. 81.

Установление соответствия занимаемой должности – основная цель проведения аттестации. Однако в более широком смысле аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

Отметим, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы в силу ст. 32 Закона № 25-ФЗ являются:

  • назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
  • создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации;
  • применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме этого, некоторыми субъектами РФ установлено, что аттестация способствует решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей муниципальной службы (Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).

В ходе аттестации также могут решаться вопросы о применении к служащему мер ответственности и стимулирования.

Законом № 25-ФЗ предусмотрено проведение обязательной плановой аттестации один раз в три года. Однако нормативными правовыми актами субъектов могут предусматриваться и внеочередные аттестации (см., в частности, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

К сведению

В отличие от муниципальных служащих, для гражданских служащих случаи проведения внеочередной аттестации прямо установлены в ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Такая аттестация проводится, если работодателем принято решение о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, об изменении условий оплаты труда гражданских служащих или по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При проведении аттестации следует помнить, что проходить ее должны не все служащие. В части 2 ст. 18 Закона № 25-ФЗ определен перечень муниципальных служащих, которые не подлежат аттестации. К ним относятся служащие:

  • замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация при этом возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Данный перечень может быть расширен законами субъектов РФ. Так, Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – Положение), утвержденным Законом г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве», введена еще одна категория, не подлежащая аттестации, – служащие, замещающие должность в течение одного года после присвоения им классного чина.

Порядок проведения аттестации, общий для всех муниципальных образований, законодательством не установлен. Типовые положения о проведении аттестации устанавливаются законами субъектов РФ. Конкретное положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым (ч. 7 ст. 18 Закона № 25-ФЗ).

Как правило, аттестация включает в себя следующие этапы:

  • предварительная подготовка;
  • заседание аттестационной комиссии;
  • принятие и утверждение решения.

Подготовка к аттестации

На примере Положения рассмотрим порядок аттестации муниципальных служащих.

Итак, согласно Положению для аттестации по решению представителя нанимателя (работодателя) сначала издается муниципальный правовой акт, регламентирующий:

  • утверждение графика проведения аттестации;
  • формирование аттестационной комиссии;
  • составление списка муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
  • подготовку документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии входят представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе кадровой и юридической служб). Также в нее могут включаться представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Их число при этом должно составлять не менее 1/4 общего числа членов комиссии.

Обратите внимание

Если аттестация может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).

При аттестации служащих, замещающих главные должности муниципальной службы, в состав аттестационной комиссии могут входить глава муниципального образования и представитель уполномоченного органа исполнительной власти.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и рядовых членов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа членов комиссии.

На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в ней приостанавливается.

Не позднее чем за 30 дней до начала аттестации график ее проведения доводится до сведения подлежащего аттестации муниципального служащего под подпись.

Не позднее чем за 14 дней до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв за аттестационный период, подписанный непосредственным руководителем подразделения, в котором работает муниципальный служащий. В отзыве помимо ФИО, должности служащего и даты его назначения на должность указывается перечень основных вопросов, в решении которых служащий принимал участие, и дается мотивированная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности.

Не менее чем за 7 дней до начала аттестации кадровая служба органа местного самоуправления должна ознакомить каждого подлежащего аттестации муниципального служащего с представленным на него отзывом за аттестационный период. Служащий вправе направить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, а также письменное заявление о своем несогласии с представленным на него отзывом или пояснительную записку на отзыв. Если он подал указанные документы в день аттестации или не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, аттестация может быть перенесена комиссией на другой день. Если служащий не явился на заседание комиссии без уважительной причины или отказался от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация также переносится на более поздний срок.

Порядок проведения аттестации

На заседании аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает доклад аттестуемого муниципального служащего (а при необходимости – его руководителя) о его профессиональной деятельности.

Если для объективного рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его профессиональной служебной деятельности за аттестационный период требуется дополнительное время, комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

При принятии решения о соответствии замещаемой должности муниципальной службы аттестационная комиссия должна учитывать:

  • уровень образования и профессиональных знаний служащего;
  • степень профессионального участия служащего в решении задач, поставленных перед соответствующим подразделением органа местного самоуправления, муниципального органа;
  • сложность и результативность выполняемой работы;
  • соблюдение служащим законодательно установленных запретов и ограничений на муниципальной службе, выполнение требований к служебному поведению;
  • организаторские способности, если служащий наделен организационно-распорядительными полномочиями.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы. Результаты сообщаются аттестованному непосредственно после подведения итогов голосования, заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, этот документ подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Аттестационный лист с результатами аттестации представляется в аттестационную комиссию при каждой последующей аттестации.

Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются результаты голосования и решение. Протокол заседания также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Аттестационный лист, отзыв, дополнительные сведения, представленные муниципальным служащим о своей профессиональной деятельности за аттестационный период, заявление муниципального служащего о несогласии с отзывом или на отзыв хранятся в личном деле служащего (ч. 8 ст. 18 Закона № 25-ФЗ).

Решение комиссии

В силу ст. 18 Закона № 25-ФЗ по результатам аттестации комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или нет. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых. Также комиссия может рекомендовать направить отдельных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

В свою очередь, представитель нанимателя (работодатель) по результатам аттестации принимает решение о поощрении муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации вправе понизить служащего в должности с его согласия. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или при невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Обратите внимание

По истечении месячного срока муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. При этом любое нарушение процедуры аттестации будет основанием для признания результатов аттестации незаконными.

Так, Д. Г. А., ведущий специалист Управления образования администрации Шебаркульского района Омской области (далее – Управление), обратилась с иском о признании незаконным решения аттестационной комиссии Управления, поскольку в ее состав не был включен представитель первичной профсоюзной организации Управления.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции признал результаты аттестации недействительными в связи с отсутствием в составе аттестационной комиссии представителя первичной
профсоюзной организации Управления. Доводы о том, что на момент проведения аттестации работодатель не знал о существовании первичной профсоюзной организации, были признаны необоснованными. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.06.2013 по делу № 33-4087/13).

Тюменским судом также были удовлетворены исковые требования К. А. к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменской области (далее – Администрация) о признании результатов аттестации незаконными.

Решением комиссии главный специалист К. А. была признана не соответствующей занимаемой должности.

К. А. мотивировала требования тем, что процедура аттестации не соответствовала законодательству, поскольку комиссия не учла результаты исполнения К. А. должностных обязанностей, уровень ее профессиональных знаний, опыт работы, отсутствие замечаний, положительный отзыв руководителя. Оформление результатов аттестации было произведено ненадлежащим образом, в недельный срок ни протокол, ни аттестационный лист не были подписаны председателем, его заместителем и членами комиссии, подписанные протокол и аттестационный лист были получены К. А. с нарушением срока. Кроме того, состав комиссии был сформирован с нарушением положений нормативных актов.

Удовлетворяя требования К. А. и признавая решение аттестационной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оно действительно было принято неправомочным составом аттестационной комиссии. Последняя была сформирована с нарушением порядка, установленного утвержденным Администрацией Положением об аттестационной комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, утвержденный распоряжением главы Администрации, не соответствовал фактическому составу.

Также оценив свидетельские показания членов аттестационной комиссии, суд посчитал, что необходимые критерии оценки, которые должны учитываться в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке проведения аттестации, учтены не были.

Проанализировав данные, содержащиеся в аттестационном листе, протоколе заседания аттестационной комиссии, письменных ответах К. А., суд поставил под сомнение объективность оценки аттестационной комиссией профессиональных знаний истца, поскольку из представленных суду доказательств вывод о неполноте и неправильности ответов К. А., в том числе дополнительно заданных ей членами комиссии, не следует.

Решение суда о признании решения аттестационной комиссии незаконным апелляционной инстанцией было оставлено без изменений (Апелляционное определение Тюменского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-2480/2014).

В заключение

Решений судов, связанных с увольнением по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, немало и многие из них в пользу работника. Исходя из них, можно сформировать основные правила, которыми должен руководствоваться работодатель при проведении аттестации. В первую очередь, нужно придерживаться положений локальных нормативных актов, устанавливающих сроки аттестации, состав аттестационной комиссии, критерии и способы оценки и т. д., соблюдать формы всех документов и указывать в них все необходимые даты и подписи.

Аттестационная комиссия формируется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Не следует забывать о представителе профсоюзной организации.

Кроме этого, все результаты аттестации должны быть четко задокументированы протоколом, подписанным всеми членами комиссии и имеющим печать работодателя.

Также надо учитывать, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель не вправе расторгнуть с работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. А если служащий был уволен по данному основанию, то работодатель должен быть готов представить доказательства несоответствия уволенного занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В основном правовом акте, регулирующем труд работников, Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2009 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; 2009. N 48. Ст. 5717 - отсутствует определение термина «аттестация». Из п. 1 ст. 18 ФЗ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что, аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальнлой службы О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 2007. 7 марта; 2009. 22 июля..

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности Заварихина С.А. Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009. N 17.

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

1) организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;

2) мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;

3) утверждение графика и сроков проведения аттестации;

4) создание аттестационной комиссии;

5) подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;

6) проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих На государственной службе: оценивать не деятельность, а результаты // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 6.

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых муниципальных служащих.

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

Мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;

Сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

Пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);

Аттестационный лист с данными предыдущей аттестации Ежевский Д.О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 3.

В силу Положения п. 12 подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих нецелесообразно.

1.2 Порядок проведения аттестации муниципальных служащих

Согласно ФЗ N 25-ФЗ аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года (ст. 18) О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 2007. 7 марта; 2009. 22 июля..

Распоряжением руководителя органа городского самоуправления устанавливаются сроки проведения аттестации, утверждается список муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации.

Список муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации доводится до каждого аттестуемого служащего не позднее чем за два месяца до дня начала аттестации под расписку.

Не позднее чем за один месяц до дня проведения аттестации муниципального служащего его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором дается оценка деятельности муниципального служащего. Сведения, которые должны быть отражены в отзыве о муниципальном служащем при проведении его аттестации

Кадровая служба (специалист по кадрам) органа городского самоуправления не менее чем за две недели до дня аттестации обязана ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с отзывом о его служебной деятельности под расписку.

После ознакомления с отзывом аттестуемый служащий вправе самостоятельно представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными для оценки этой деятельности.

В случае несогласия с отзывом о служебной деятельности аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию аргументированное заявление об этом.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию службой кадров (специалистом по кадрам) представляется аттестационный лист предыдущей аттестации муниципального служащего.

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии аттестуемого муниципального служащего.

В случае неявки аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии в назначенное время без уважительных причин аттестационная комиссия вправе провести аттестацию без присутствия этого служащего.

Заседание аттестационной комиссии начинается с определения (утверждения) порядка рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание комиссии.

Аттестация муниципального служащего начинается докладом председательствующего или одного из членов комиссии, изучавшего представленные документы и материалы аттестуемого.

Члены аттестационной комиссии обсуждают представленные документы и материалы аттестуемого заслушивают его сообщение, сообщения приглашенных, задают вопросы. В целях более полного выявления профессиональных, деловых и личных качеств проводят собеседование, разбор конкретных ситуаций.

При необходимости и с его согласия в ходе аттестации с муниципальным служащим могут проводиться тестирование и (или) экзамен.

Обсуждение профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого применительно к его должностным функциям должно быть доброжелательным и объективным.

В случае представления аттестуемым муниципальным служащим в ходе заседания аттестационной комиссии дополнительных сведений о своей служебной деятельности или заявления о несогласии с представленным отзывом, аттестационная комиссия вправе принять решение о переносе аттестации этого служащего на очередное заседание.

На основании изучения и обсуждения представленных документов и материалов аттестуемого, заслушанных сообщений аттестуемого и приглашенных, ответов на заданные вопросы, проведенных тестирования и собеседования, разбора практических ситуаций члены аттестационной комиссии оценивают уровень профессиональной подготовки, деловые, личные качества аттестуемого муниципального служащего на предмет его соответствия функциональным требованиям по замещаемой должности, потенциальные (организаторские и другие) способности, в том числе на продвижение по службе. При этом члены аттестационной комиссии должны тщательно и взвешенно учитывать объем и современность профессиональных знаний, опыт и навыки работы, степень участия в разработках и реализации значимых проектов и программ, решении практических задач, стоящих перед подразделением, в котором работает аттестуемый, и перед органом городского самоуправления в целом.

Руководители органов городского самоуправления, иные приглашенные, присутствующие на заседании аттестационной комиссии, в голосовании не участвуют, но оценка ими деловых, профессиональных и личных качеств муниципального служащего учитывается членами аттестационной комиссии при принятии решения о его аттестации.

Решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от установленного численного состава аттестационной комиссии.

Проходящий аттестацию муниципальный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.

Документом, в котором отражаются результаты аттестации, является аттестационный лист-. муниципального служащего. Аттестационный лист подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии и принимавшими участие в голосовании.

Любой из членов комиссии вправе заявить особое мнение по процессу и результатам аттестации конкретного муниципального служащего. Особое мнение оформляется в письменном виде прилагается к аттестационному листу и является его неотъемлемой частью.

Аттестационный лист, оформленный в установленном порядке, не позднее чем через семь дней после проведения аттестации муниципального служащего представляется руководителю органа городского самоуправления, распоряжением которого сформирована данная комиссия. После принятия им решения по результатам аттестации аттестационный лист передается в службу кадров (специалисту по кадрам) вместе, с отзывом помещается в личное дело муниципального служащего для хранения.

Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, в обязательном порядке должен быть ознакомлен с аттестационным листом (в т.ч. и с особым мнением) под расписку.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируется вся информация о ее работе и принятых решениях. Протокол заседания комиссии подписывается председательствовавшим на заседании и секретарем комиссии. К протоколу прилагаются все исходные документы и материалы, представленные для аттестации муниципальных служащих. Протоколы заседаний аттестационных комиссий хранятся в службе кадров или ином структурном подразделении органа городского самоуправления, ведущем работу с кадрами

1 .3 Порядок принятия решений по результатам аттестации

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

На основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого муниципального служащего, его отношения к исполнению служебных функций, аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности муниципальной службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности муниципальной службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

В случае признания по результатам аттестации муниципального служащего соответствующим замещаемой муниципальной должности муниципальной службы руководители органов городского самоуправления /на основании вынесенных аттестационной комиссией оценок и рекомендаций по каждому конкретному муниципальному служащему вправе принять следующие решения:

а) соответствующим замещаемой муниципальной должности;

б) о повышении муниципального служащего в должности;

в) о присвоении муниципальному служащему очередного (внеочередного) квалификационного разряда или присвоении квалификационного разряда досрочно;

г) об изменении надбавок к должностному окладу, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами о денежном содержании муниципальных служащих города;

д) о включении муниципального служащего в резерв для выдвижения на вышестоящую должность;

е) о иных формах поощрения.

В случае признания по результатам аттестации муниципального служащего не соответствующим замещаемой муниципальной должности муниципальной службы и на основании рекомендаций аттестационной комиссии руководители органов городского самоуправления вправе принять одно из следующих решений:

а) оставить муниципального служащего в прежней должности с направлением его на профессиональную подготовку;

б) перевести муниципального служащего на другую муниципальную должность муниципальной службы, соответствующую уровню его квалификации, с его согласия;

в) уволить муниципального служащего в соответствии с действующим законодательством при его отказе от профессиональной подготовки или перевода на другую муниципальную должность муниципальной службы.

При принятии названных решений руководители органов городского самоуправления вправе одновременно принять решение о понижении муниципальному служащему квалификационного разряда.

Решения аттестационной комиссии должны быть приняты и оформлены распоряжением (приказом) руководителей органов городского самоуправления в срок не более двух месяцев со дня проведения аттестации муниципального служащего. Аттестационная комиссия вправе давать заключения о качестве, соответствии или несоответствии квалификационных характеристик конкретных муниципальных должностей муниципальной службы (по объему обязанностей и полномочий, уровню профессиональных требований и т.п.) установленным требованиям. После проведения аттестации муниципальных служащих председатель аттестационной комиссии обязан подвести итоги аттестации, обобщить вынесенные аттестационной комиссией рекомендации и предложения аттестуемых, составить отчет о работе аттестационной комиссии, который хранится со всеми материалами аттестации в службе кадров либо ином структурном подразделении, ведущем работу с кадрами.

По итогам аттестации аттестационной комиссией должны быть разработаны мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии и предложений служащих, поступивших в ходе их аттестации, которые утверждаются распоряжением (приказом) руководителей.

Приложение №1
к решению Муниципального комитета
Центральненского сельского поселения
№191 от 19.02.2014 г.

Положение «О проведении аттестации муниципальных служащих»

Статья 1. Аттестация муниципального служащего

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Статья 2. Муниципальные служащие, не подлежащие аттестации

Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должность муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих проводится не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 3. Состав аттестационной комиссии

1. Для проведения аттестации муниципальных служащих правовым актом органа местного самоуправления, муниципального органа формируется аттестационная комиссия.

2. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы, а также представители общественных палат и (или) советов (при их наличии), образованных в соответствии с муниципальными правовыми актами. Число этих представителей должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

3. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

5. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

6. На время аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

Статья 4. Назначение аттестации

Сроки проведения аттестации, списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем органа местного самоуправления, муниципального органа и доводятся до сведения аттестуемых муниципальных служащих не позднее чем за один месяц до проведения аттестации.

Статья 5. Отзыв о муниципальном служащем

1. Не позднее чем за две недели до проведения аттестации муниципального служащего его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв о муниципальном служащем, отражающий оценку деятельности муниципального служащего по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Положению. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

2. Кадровая служба органа местного самоуправления, муниципального органа не менее чем за одну неделю до проведения аттестации муниципального служащего знакомит муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также, в случае несогласия с представленным отзывом, обоснование несогласия.

Статья 6. Заседание аттестационной комиссии

1. Заседание аттестационной комиссии созывается председателем комиссии. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного правовым актом органа местного самоуправления, муниципального органа числа членов комиссии.

2. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа муниципального служащего от аттестации аттестация переносится.

3. Аттестация муниципального служащего начинается докладом председательствующего либо члена аттестационной комиссии, изучившего представленные документы и материалы.

4. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения муниципального служащего, а при необходимости – других лиц, приглашенных на заседание аттестационной комиссии.

5. Во время аттестации может проводиться собеседование с муниципальным служащим, в ходе которого выявляется знание им действующего законодательства в сфере его деятельности.

6. Обсуждение профессиональных и личных качеств муниципального служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

7. Решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием большинством голосов от установленного численного состава комиссии.

Статья 7. Решение аттестационной комиссии

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

2. В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами создан кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы, по результатам аттестации аттестационная комиссия вправе рекомендовать муниципального служащего к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должности муниципальной службы в порядке должностного роста.

3. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости – рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

4. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

Статья 8. Оформление результатов аттестации

1. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, заполняемый по форме, установленной приложением 2 к настоящему Положению. Аттестационный лист подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании.

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под роспись.

3. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

4. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв о муниципальном служащем хранятся в личном деле муниципального служащего.

5. На заседании аттестационной комиссии ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.

Статья 9. Решения, принимаемые представителем нанимателя (работодателя)

1. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам представитель нанимателя (работодателя) принимает одно из следующих решений:

1) о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе;

2) о понижении муниципального служащего в должности с его согласия;

3) о направлении отдельных муниципальных служащих на получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

2. В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами создан кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы, представитель нанимателя (работодателя) в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издает правовой акт органа местного самоуправления, муниципального органа о том, что муниципальный служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должности муниципальной службы в порядке должностного роста.

3. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Статья 10. Обжалование результатов аттестации

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Положения

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.